Вернуться к Истории рода Феодоритовых
Жизнеописание Феодорита
Рязанского
(1551 - 1617)
Феодорит, архиепископ рязанский и муромский, как гласит предание, родился в
1551 году, в царствие Ивана Грозного. Кто были родители Феодорита, неизвестно.
Есть предположение, что он был близким родственником боярину Шереметьеву, имел
поместье в Рязани и что патриарх Иов склонил его вступить в монашество.
С 1604 года Феодорит был архимандритом Спасского Рязанского монастыря. В 1605
году архиепископский престол в Рязани сделался вакантным. Архиепископ кипрский
грек Игнатий, управлявший рязанской епархией, Лжедмитрием был возведен в степень
московского патриарха. Предусмотрительный Гермоген, митрополит Казанский,
рукоположил Феодорита в сан архиепископа и началось его служение Отечеству и
церкви в самое бедственное для страны время.
Россия находилась под властью самозванца, переходила из рук в руки. Феодорит,
опираясь на покровительство Шуйских, Гермогена, Волконских, возвратил
архиерейскому дому отнятые у предшественников владения. Феодорит участвовал в
духовном торжестве при венчании Василия Шуйского на царствие, своим авторитетом
всячески поддерживал его на престоле, ходатайствовал у него за рязанское
духовенство. И Шуйский, спустя 3 недели после воцарения, пожаловал милостивую
грамоту всему соборному духовенству и служащим при соборах. Грамота
восстанавливала прежние права духовенства, действующие при рязанских князьях, и
давала новые. Также Шуйский выделил средства на постройку Соборной церкви во имя
Успения Пресвятой Богородицы, которая была построена в 1606 году.
В 1609 году в Собор были перенесены мощи святителя и чудотворца первого епископа
рязанского св. Василия. Мощи епископа были найдены нетленными. Архиепископ
Феодорит открыл их 10 июня в субботу, накануне Дня всех святых, и с подобающим
торжеством перенес их в Успенский Собор. Как благоговейный архипастырь, он внес
его имя в число святых, сложил в честь него хвалебные песни в стихах, тропарях и
кондаках, по подражанию Антонию Римлянину, составил его житие на основании
сказаний, написал летопись перенесения
святых мощей его от Борисоглебского Собора в нынешний Рождественский, сам воспел
ему молебное пение, и, наконец, велел изобразить святой лик Угодника Божиего на
иконе, т.к. при открытии святых мощей он мог видеть святое лицо Праведника лучше
всех.
Заслуги архиепископа Феодорита отечеству в тяжелую годину бедствий так велики,
что его имя вписалось в летописях в числе первых спасителей России 1612 г. Во
всех государственных событиях, начиная от царствования В.И. Шуйского (19 июня
1606 г.) до умиротворения России после бурного междуцарствования (14 марта 1613
года), Феодорит являлся неусыпным попечителем не одной Рязани, а целого русского
государства.
Глубоко потрясена была душа Феодорита при виде ужаснейших бедствий России,
дошедших до самых крайних пределов: Гермоген был уморен поляками голодом в
темнице 17 февраля 1612 года; Ляпунов пал под стенами
Москвы от рук злодеев; Пожарский в битве с поляками был ранен и, изнемогая от
ран, оставил ополчение и т.п. Но эти бедствия были уже последние.
В Нижнем Новгороде, под влиянием религиозных и святых чувств, под
впечатлением посланий из Троицкой лавры, гражданин мясник Кузьма Минин
Сухорукий явился с воззванием к русскому народу о спасении веры и
отечества; во главе земского восстания вождем ополчения стал друг
Феодорита князь Дмитрий Михайлович Пожарский, с выборными от народа Мининым.
Хотя летописи и проходят молчанием имя Феодорита, однако,
следует заметить, что он оказывал довольно сильное влияние на вождей восстания.
1613 год открывает перед нами в летописях истории России великий и славный
подвиг архиепископа Феодорита в достопамятном деле избрания Михаила Феодоровича
Романова на всероссийский престол царем и самодержцем.
21 февраля, в неделю Православия в Москве был последний земский собор. После
молебна в церкви Успения Божией Матери благоговейные молитвы, принесенные в лице
народных представителей всею российскою
церковью, озаривши дух народа, привели к желаемому концу: единогласным мнением
всех чинов собора, и духовных, и светских, избран был на царство и наречен царем
и самодержцем шестнадцатилетний юноша, Михаил Феодорович Романов. Собор поручил
Феодориту огласить имя избранника перед народом. Феодорит, сопровождаемый
келарем Троицкой лавры Авраамием Палицыным, новоспасским архимандритом
Иосифом и боярином Василием Петровичем Морозовым объявил на Красной
площади имя избранника, которого народ сам сильно желал. Затем земский собор
избрал Феодорита в качестве представителя приглашать Михаила Феодоровича на
царство.
В посольство с Феодоритом назначались многие архимандриты и игумены, в числе
которых находились и знаменитый келарь Троицкой лавры Авраамий Палицын и
зарайский протоиерей Димитрий; из бояр - первостепенный боярин Федор
Иванович Шереметьев, князь Бахтеяров-Ростовский, Головин и другие, от
каждого сословия поверенные граждане. Составилось таким образом многочисленное
посольство, которому поручалось «ехать к Государю Царю и Великому князю Михаилу
Федоровичу всея Руси в Ярославль, или где он
Государь будет». На Феодорита возложено было произнести речь Михаилу Феодоровичу
и его матери, в которой он должен был ясно представить бедственное состояние
русской земли, раскрыть, что сделали поляки и литовцы, как они разорили
государство и объяснить Михаилу Феодоровичу, как составился великий земский
совет для избрания государя всей русской земли.
Поручение Феодориту было очень трудное: шестнадцатилетнего юношу, изведавшего
все бедствия тяжелого плена у врагов, видевшего превратности судьбы прежних
царей, много измен и клятвопреступления народа, хорошо понимавшего расстроенное
состояние русского царства, убедить принять это царство с тем , чтобы устроить
его, - много нужно было ума а энергии.
Феодорит, в напутствие себе и посольству, принял от лица собора святыню Москвы:
икону Успения Преблагословенной Владычицы, написанную святым митрополитом
Петром. 2 марта ему и прочим членам посольства был вручен наказ от земского
собора, и в тот же день он выехал из Москвы. 13 марта, к вечерне, прибыли в
Кострому и, не доезжая до города две версты, остановились в селе Новоселках на
нагорной стороне р. Волги, напротив Ипатьевского монастыря. В тот же день, по
сношении с Феодоритом, градоначальники со множеством народа спешили в Новоселки,
чтобы идти с архиепископом и посольством в то место, где жил Михаил Феодорович.
Феодорит дал знать Михаилу Феодоровичу о своем приезде с послами и получил
повеление быть у него на другой день. 14 марта, в воскресенье четвертой недели
великого поста, по совершении заутрени, Феодорит стал
переправляться с посольством через Волгу. Навстречу священному шествию Феодорита
с собором духовенства и послами спустилось из города, с крестами, хоругвями и с
чудотворною Феодоровскою иконою Божией Матери, все костромское духовенство;
навстречу ему также при колокольном звоне вышел другой крестный ход
иночествующих из святых ворот, в сопровождении будущего царя и его
инокини-матери.
После того, как Феодорит, благословив крестом Михаила Феодоровича, преподнес ему
грамоту, объяснил причину посольства и услышал из уст Михаила отказ,
Феодорит сильно опечалился и снова вместе с Шереметевым стал умолять Михаила
Феодоровича принять царский венец. Архиепископ произнес пространную речь, в
которой высказал великую истину народных действий, которые ручались за самый
благотворный исход призвания на царство. Долго приходилось Феодориту умолять
Михаила не отказываться от царства, но все было тщетно; тогда он представил
картину бедствий России: поругание святыни, пленение народа, междуусобную брань,
кровопролитие и т. п. Наконец, произнес свою сильную речь: «Того ли угодно вам,
тебе, великой старице иноке Марфе Ивановне и сыну твоему Государю Нашему,
Михаилу Феодоровичу, чтобы нас бедных не пощадить и оставить сирыми?» и т.д.
Страх ответственности пред грозным судом Божьим привел в трепет Марфу Ивановну.
Вопль и рыдание народа, неотступное моление архиепископа, собора и бояр, вид
чудотворных икон потрясли душу и сердце старицы матери: она из явила согласие
сыну принять царство.
После торжества избрания Михаила Феодоровича на царство, заботливый Феодорит с
товарищами в тот же день, как возведен был Михаил на царство, составил
известительную грамоту к московскому земскому собору.
1 апреля земский собор писал Феодориту и Шереметьеву, чтобы доложили они
государю, когда он прибудет в Москву и где его встретить, но 18 апреля сам
государь уведомлял духовенство и бояр, что он замедлил своим
прибытием в Москву по случаю дурной погоды. 2 мая Феодорит с духовенством
участвовал в крестном ходе при встрече государя.
Таким образом Феодорит совершил великое государственное дело, возложенное на
него собором, и показал себя в нем истинным сыном отечества, ревностным иерархом
и отцом церкви, великим государственным мужем,
всецело преданным благу и славе своего отечества.
После столь великих трудов, употребленных в течение двух месяцев на тревожное
путешествие в Кострому, необходимо было архипастырю некоторое успокоение. Но в
скором времени новые труды и заботы ожидали Феодорита по возвращении в Москву.
Феодорит принимал самое живое, деятельное участие в написании грамоты об
избрании на престол Дома Романовых. В грамоте, излагая заслуги верных сынов
церкви и отечества, собор среди деятелей поместил и имя славного рязанского
архиепископа Феодорита. Собор настолько ценил слова и речи Феодорита, говоренные
им Михаилу Феодоровичу и его матери, что внес их в государственный акт в
подлинных выражениях, и все распоряжения и действия его с обстоятельным
описанием.
Великих заслуг Феодорита, так высоко оцененных современниками на соборе,
не оставил без внимания и сам государь. Указом от 8 июня 1613 года Михаил
Феодорович повелел отдать Феодориту в полное владение «старое его дворовое место
в Москве, в Белом царевом городе, на Егуньевской улице, у Пречистой Гребенской и
на том месте храм каменный Живоначальной Троицы, а под ним погреб каменный».
С окончанием торжества коронования Михаила Феодоровича, в котором Феодорит с
другими епископами принимал видное участие, государственная деятельность его не
прекратилась. Феодорит как государственный деятель, в последние годы своей
жизни с полной ревностью разделял труды и заботы государя и его помощников -
государственных мужей. Неусыпным попечением, мудрыми советами, как опытный муж,
он много содействовал к ограждению престола от притязаний врагов России, к
водворению покоя и тишины в
отечестве. Много потрудился Феодорит в приведении в порядок и благоустройство
своей обширной епархии, как по части церковной, так и экономической.
В свободное от государственных занятий время Феодорит спешил посещать свою
паству. По прибытии в Рязань он с живым участием отнесся к бедственному
положению своей паствы.
Прилежные труды и заботы постепенно стали разрушать его здоровье, и недуги
приближали его к последним дням жизни. Не прошло и года, как архипастырская его
деятельность прекратилась. Феодорит мирно скончался 10 сентября 1617 года, на
66-м году жизни, в 12-й год архипастырского служения.