Зачем он нужен, Интернет?
Выпуск 002
Феномен:
РАСКРЕПОЩЕНИЕ УМА
АНАЛИЗ
Подключение к Интернету воздействует на все базовые способности человеческой психики - чувства, ум и волю, но львиная доля этого воздействия приходится именно на интеллект, поскольку тот в первую очередь отвечает за обработку текстовой информации. А тексты, как ни крути, - это главное наполнение Сети.
С компьютингом дело обстоит не так однозначно, как с Интернетом. Пользователь может ограничиться играми, музыкой, картинками и фильмами, приравняв свой компьютер к игровой приставке к ТВ или мультимедийному центру развлечений. Однако и здесь ему волей-неволей приходится осваивать навыки установки и удаления программ, разбираться в комплектующих и носителях информации, защищаться от вирусов... Причем устройство харда и софта настолько сложно, что даже малейший шажок от состояния полного "лоха" ("носорога", "чайника") в сторону продвинутого юзера требует обширных новых знаний и, главное, изобретательного их применения - интеллекта, одним словом.
Ум или интеллект - это способность приобретать новые знания и эффективно использовать их в ходе жизнедеятельности. Так определяют его психологи, но у него много и других качеств - постановка и решение проблем, генерация идей, индукция и дедукция, логика, интуиция и т.п.
Традиционная педагогика утверждает, что единственный путь к совершенству - это упорный каждодневный труд по освоению знаний и тренингу способностей. При всем уважении к этому, действительно магистральному пути саморазвития нельзя не заметить, что он не является единственным. Способности можно усилить и без тренировки, знания применить и без заучивания. Например, калькулятор усиливает наши способности к расчетам в 10-15 раз, а школьникам, не успевшим выучить урок, позволяют держаться на плаву подсказки одноклассников или шпаргалки. Шпаргалки - вещь вроде бы недостойная, но вот вполне уважаемые профессионалы пользуются справочниками и энциклопедиями - и никто по этому поводу не возмущается...
Исследования психологов и нейрофизиологов показали, что
человеческий мозг помнит всё, что воспринимают органы чувств, независимо от
того, сознаете вы это или нет. Известно, например, что электростимуляция клеток
в височных долях мозга вызывает галлюцинации, в точности воспроизводящие
картины, которые человек видел много лет назад.
Одним из признаков гениальной одаренности является эйдетическая память - это
когда человеку достаточно пролистать книгу, чтобы потом дословно воспроизвести
её содержание. Так вот - эта способность есть у всех людей, только почти у всех
она спрятана в глубинах мозга и недоступна для сознательного применения.
То же самое можно сказать и в отношении способностей к логической обработке
поступающей информации и синтезу новых идей. И здесь теоретическая психология
исходит из постулата, что вычислительные возможности мозга беспредельны. Вы без
труда узнаёте знакомое лицо в толпе прохожих, а современная компьютерная техника
до сих пор надежно решать эту задачу не в состоянии. Во всяком случае, попытки
розыска преступников через видеокамеры в людных местах, несмотря на все обещания
разработчиков, пока дали плачевный результат. Как и 100 лет назад, выполнение
этой задачи возлагается на специально обученных людей-опознавателей.
Итак, выражаясь словами психологов: "мозг в теории рассматривается как система,
автоматически перерабатывающая всю поступившую информацию, выделяющая в ней все
имеющиеся закономерности и на их основе планирующая (в соответствии с заданными
критериями) поведение управляемого им организма. Иначе говоря, мозг
рассматривается как идеальный вычислитель (или, если угодно, идеальный логик и
математик. ...мозг как автомат работает безупречно правильно, т.е. не совершает
ошибок..." (Аллахвердов, 2000, с.309)
Мозг - это самое сложное устройство во Вселенной, а психика подобна плазме и способна подстраиваться под любые схемы, которые ей предписывают. Причем очень быстро - недавно открыто существование в мозгу быстрой рефлексии, за 1-2 миллисекунды проводящей обзор и интеграцию подсистем организма (Лефевр, Адамс-Веббер, 2001).
Скептически настроенный читатель в этом месте может возмутиться: почему же учеба дается с таким трудом, почему кругом столько идиотов, а в организации дел сплошные ошибки? И почему же я сам при этом не академик и не нобелевский лауреат, если мой мозг столь идеален???
Несовершенства реального ума в сравнении с потенциально
возможным объясняются довольно просто. Много интеллекта у особи не нужно ни
природе, с её межвидовым и внутривидовым отбором, ни обществу, с его
иерархической организацией и конкуренцией. "Умников" не любят ни в стаде, ни в
цивилизованном обществе, поскольку они "возмутители спокойствия" и "носители
странного". Так устроена жизнь...
Когда ситуация стабильна, то излишний интеллект вреден и самому обладателю (вас
замучит скука), и окружающим (вы невольно будете влезать в чужие тайны,
критиковать обычаи и носиться с прожектами).
Но ситуация стабильна не всегда и не во всем. И вот здесь проявляется еще одно замечательное свойство интеллекта: его сила является величиной переменной. Человек может быть необычайно проницателен в отношении одних предметов размышлений и одновременно быть тупицей в отношении других предметов. Например, влюбленные люди не видят недостатков в своих любимых, патриоты - в своей Родине, а эгоисты - в самом себе. А если что-то и видят, то считают это маловажным.
Сила ума переменна также и в разные моменты времени, и в разнообразии ситуаций. Одни сообразительнее утром, другие - вечером. У одних опасные ситуации парализуют ум, у других - обостряют.
Стоит снять ограничители интеллекта - и сила ума заметно возрастает. Психолог Райков доказал существование этого феномена в серии опытов с загипнотизированными людьми. Шахматисту, имеющему третий разряд, внушали, что он чемпион мира, - и сила его игры повышалась до первого разряда. Человеку, едва умеющему рисовать, внушали, что он знаменитый художник, - и из-под его кисти выходили неплохие пейзажи и портреты, которые в незагипнотизированном состоянии он уже не мог воспроизвести.
Что же это за ограничители и как они действуют?
Чтобы ответить на этот вопрос, допустим, что работа ума заключается в построении моделей, управляющих проблемной ситуацией. При этом психическая реальность ситуации удваивается: она существует в исходном воспринимаемом виде и в модели. В ходе индивидуального развития человека происходит поэтапное удвоение его внутренних реальностей: телесности (в возрасте 3-х лет), сознания (7), личности (14), воли (16), социальных ролей (28), духовного мессии (33) (Носов, 2000). При этом освоенная реальность спускается на автоматический уровень, и Я человека приобретает способность без труда управлять ею через обобщенный образ этой реальности: сначала своим телом, потом сознанием, потом своим Я, своими планами, ролями, духовным предназначением.
Ограничитель при этом выступает как норма, предписывающая Я человека как и какие модели строить, а какие избегать. Стоит ввести в привычку другую - свободную и величественную - норму, как построение моделей станет более быстрым и точным - интеллект возрастет.
Заменить нормы можно с помощью гипноза, как это доказал Райков. И вот вам первый усилитель интеллекта - формула самовнушения, снимающая некоторые из "зажимов" вашего великолепного ума. Вчувствуйтесь в ее предложения, пока они проплывают по экрану...
Формула успеха
Если вам понравилась эта
формула, отправьте её хорошим знакомым. |
+++==+++
Однако вернемся к феномену раскрепощения ума в интернет-серфинге и работе с программным обеспечением.
Почему порхание по сайтам Сети, анонимные дискуссии и освоение интерфейса программ непременно развивают интеллект?
Во-первых, не непременно - в интернет-среде и
околокомпьютерной культуре немало психических вирусов, провоцирующих
однобокое развитие интеллекта - всяческие мании. Возьмите хотя бы
манию собирательства - библиотек, архивов программ, коллекций
картинок и фильмов..., при этом труд осмысления и полезного применения знаний
откладывается
"на потом". Выходит, что способность приобретать новые знания возрастает, а эффективное их использование
в ходе жизнедеятельности, напротив, угасает. Или "мертвые души"
в аудитории бесплатных рассылок - получаемые по почте выпуски читают лишь 3%
подписчиков. В подобных случаях можно говорить скорее об информационной
перегрузке,
чем о развитии ума. Соблазны Сети провоцируют на бездумное следование за модой и на
сбор информации, которую пользователь не в состоянии проработать.
Поэтому о "непременном развитии" говорить не приходится. Как и библиотека,
Интернет только создает возможность развития. Для читателя эта
возможность может и не реализоваться или состоять, например, в просмотре
журналов по поводу охватившей его мании. Однако
роль библиотек как фактора культуры вряд ли кто будет оспаривать.
Во-вторых, компьютерная среда и Интернет действительно
вызывают к жизни новый массовый способ мышления, который В.А. Лефевр называл
мультидисциплинарным. Суть его заключается в монтаже
фрагментов из разных областей знаний для создания комплексных моделей
изучаемого предмета. Такое мышление прежде удавалось воссоздать в
коллективах представителей разных специальностей при решении сложных
технических или научных задач. Теперь же оно становится общепринятым среди
пользователей компьютеров.
В работах французского социолога А. Моля, опубликованных в конце 60-х годов
ХХ века, отмечалось, что культура и психика людей из системной становится
мозаичной, т.е. знания сцеплены в ней не логикой и иерархией ценностей, а
как шерстинки в войлоке - по смежности. Эти перемены Моль связывал прежде
всего с влиянием средств массовой информации (газет, радио, ТВ, рекламы). Он
отмечал, что чем больше давление мозаичной культуры, тем меньшую роль играет
логика, тем более восприимчиво сознание к манипуляции. Место рационального
мышления занимало мышление ассоциативное.
Но компьютеры и Интернет, вошедшие с тех пор в жизнь современного человека,
радикально изменили характер культуры - за счет интерактивности. Вместо
пассивного следования за предлагаемыми ассоциациями пользователь получил
возможность сам определять маршруты переходов по информационным средам.
Способность к таким переходам тренируется в работе с интерфейсом
компьютерных программ, а сам монтаж знаний заключается в посещении
выбираемых вами страничек гипертекстов и соединении избранных фрагментов.
Если мозаичную культуру Моль уподоблял войлоку, то интерактивная мозаика
скорее похожа на кружева, которые пользователь Сети ухитряется сплести из
ниточек заимствованных смыслов.
Попытками такого плетения являются тематические форумы, куда
участники сгружают собранную информацию для общей оценки и осмысления,
проблемные сайты и рассылки, создаваемые их авторами с той же
целью, целевые интернет-программы, в которых
представители многих областей знаний совместно работают над проектами.
В-третьих, современный пользователь компьютеров и Интернета напоминает карманный линкор - настолько он оснащен разнообразными усилителями интеллекта. Это поисковые сервисы, базы знаний, аналитические программы, программы генерации идей и многое другое. Беда лишь в том, что потенциал этих усилителей пока используется слишком слабо. Ситуация точно такая же, как с рычагом. Если вы понимаете идею рычага, то с его помощью вы сможете поднять и передвинуть непосильный груз. Если же нет - то он останется бесполезной дрыной, пригодной, разве что, на дрова (и то, если вы понимаете идею огня ;0).
Тем, кто хочет докопаться до сути в вопросах усиления интеллекта,
советуем заглянуть на эту страничку 002_.htm - там
феномен разобран с 7-ми точек зрения с помощью одного из таких усилителей -
майевтической гипертекстовой машины "Гегель".
Примечательно, что все усилители интеллекта можно уложить в матрицу 7х7, в
которой в качестве оснований классификации взяты 7 этапов жизни идей и 7 форм
мышления, осваиваемых человеком в процессе взросления.
Но об этом - в одном из последующих выпусков. ;о)
Напоследок - любопытный цветовой усилитель интеллекта - один из многих, придуманных Александром Розенжаком ( http://www.self-managing.net/ ).
Цитированная литература
Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. Экспериментальная психологика. СПб., 2000. / http://www.kogalum.ru/goods/codaaa8920.html
Лефевр В.А., Дж.Адамс-Веббер. Функции быстрой рефлексии в биполярном выборе / http://www.reflexion.ru/Jour2001_1.html
Носов Н.А. Виртуальная психология. М., 2000
До новых встреч!
Двуглавый Юл,
историк-экспериментатор