Зареалье: феномены Сети и технологии работы с ними
Цикл # IQ     Выпуск 110

Усилители интеллекта: базы знаний и экспертные системы
Эксперименты с программой "Приемы журналистики и PR"

Согласно Википедии, база знаний, (англ. Knowledge base) - это особого рода база данных, разработанная для управления знаниями (метаданными), то есть сбором, хранением, поиском и выдачей знаний.
В зависимости от уровня сложности систем, в которых применяются базы знаний, различают:
БЗ всемирного масштаба - например, Интернет
БЗ национальные - например, Википедия
БЗ отраслевые - например, Автомобильная энциклопедия
БЗ организаций или корпоративные БЗ - таковы системы Интранет в крупных фирмах: они не только создают единое информационное пространство для сотрудников, но и снабжают их необходимыми справочными материалами
БЗ экспертных систем, т.е. компьютерных программ, способных заменить специалиста-эксперта в разрешении проблемной ситуации.  
БЗ специалистов - такие базы знаний обычно засекречены, т.к. составляют интеллектуальный капитал специалиста, определяющий его престиж и уровень оплаты его труда.

Здесь мы подробно рассмотрим "ПРИЕМЫ ЖУРНАЛИСТИКИ & PUBLIC RELATIONS", одну из четырех экспертных систем ТРИЗ-ШАНС. С демо-версиями этих систем можно ознакомиться на страничке http://www.triz-chance.ru/demo.html. Если же Вы захотите приобрести в личное пользование полную версию интересующей нас системы "ПЖ&PR", то это обойдется в 2400 руб. (по состоянию на март 2009 г.)

По свидетельству разработчиков, "ПЖ&PR" программа помогает автору-пользователю находить варианты начала и окончания текста, решать до 80% задач, касающихся середины текста или сценария. При этом диапазон риторических приемов, используемых автором, расширяется в 5-7 раз, что избавляет от мук поиска подходящего стиля и позволяет сосредоточиться на содержании текста.
Короткое определение "ПЖ&PR" - умный справочник по риторике. Она построена на анализе 12500 произведений мастеров литературы, журналистики и рекламы и при некотором навыке работы с нею способна за несколько секунд выводить автора в область проверенных решений.

Работа над проектом "Приемы журналистики & PR" длилась 9 лет и в ходе нее было выявлено, что даже выдающиеся русскоязычные авторы используют не более 10% (максимум - 15%) из всех известных риторических приемов. Если переходить на язык живописи, это означает, что используется лишь малая часть палитры: радугу пытаются рисовать всего одним цветом. (Данный тезис легко проверить самостоятельно - для этого достаточно прочитать подряд 30-40 начал либо концовок публицистических произведений одного автора) 
Так, в воспоминаниях оперной певицы Г.П. Вишневской очень сильны именно концовки глав - видно, что хозяйка воспоминаний привыкла сама ставить точки над i и последнее слово всегда принадлежит ей. Другие разделы ее текстов - начало, середина - заметно слабее. По наблюдениям разработчиков "ПЖ&PR", сильна "отстройка от конкурентов" в статьях В.И. Ленина; шикарны повторы в текстах В.В. Жириновского; очень интересны именно "вставные" предложения в телекомментариях А.Г. Невзорова; блестяще работают с ритмом текста М.М. Жванецкий и его предтеча В.М. Дорошевич.
Вероятно, причина здесь не в особенностях конкретных людей или их обучении, а в том, что человек вообще склонен тиражировать то, что у него хорошо получилось. Так, спортсмены-борцы устойчиво используют всего несколько "коронных приемов" из своего арсенала; на персональных выставках художников, фотографов видны те несколько "ходов", которые разрабатывает автор; на серии спектаклей или фильмов - заметны любимые находки режиссера и актеров...

Несмотря на то, что ежемесячно издается несколько книг по риторике, рекламе и PR, на практике достаточно трудно воспользоваться их советами. Одна из причин - принципиальная невозможность описания на страницах книги таких многомерных явлений, как эффекты языка. Поэтому в "ПЖ&PR" создана многомерная классификация, включающую сотни приемов рекламы, журналистики и public relations. 

Основные классы решаемых задач:

Журналистика

Public Relations

Знакомство с программой: выбираем быстрый интерфейс

Рабочее поле "ПЖ&PR" состоит из трех окон. Слева расположены узкое окно настроек программы, а под ним основное окно управления базой знаний. Справа - окно текстового редактора Word, в которое можно копировать найденные рекомендации и на их основе сочинять задуманный пользователем текст.

Рис. 1. Интерфейс ПЖ&PR прозрачно намекает: риторика - мудреное дело...
Пространство разновидностей текстов имеет 7 измерений и насчитывает
3х4х5х14х5х3х2 = 25200 вариантов постановки задачи

Управление базой знаний можно осуществлять двумя способами. "Классический" позволяет точнее производить поиск, но включает 7 окон-этапов выбора показателей искомого текста. В "Быстром" способе (он изображен выше) все настройки поиска выведены на одно окно, что облегчает освоение программы и эксперименты с нею.

Эксперимент 1: испытание научно-популярными текстами

В качестве экспериментальной задачи возьмем подготовку выпуска рассылки по усилителям интеллекта. Параметры этой задачи для "ПЖ&PR" следующие: Раздел текста: анонс (начало). Исходное отношение читателя: положительное (иначе он бы отписался от рассылки). Решаемая задача: сделать неизвестное своим (научить). Предмет описания: информация, данные (условие проблемы/задачи). Размер фрагмента текста: короткий (до 400 знаков). Текст: сдержанный. Автор текста: профи.

Познакомиться с результатами проще всего нажав кнопку "Система рекомендаций-аналогий". Вкратце результаты таковы:

Прием 5.1.23: выбрать подходящие из 14 вопросов для позиционирования читателя, дать на них исчерпывающие ответы и использовать их в тексте. 
(Примечание: позиционирование понимается как учет при подготовке текста интересов, потребностей, особенностей восприятия читателей, которым он адресован)

Идем дальше. Изменим в настройках раздел текста: середина; предмет описания: (решение проблемы/задачи); размер фрагмента текста: короткий-средний (400-700 знаков).

Получаем: приемов = 2, высоких и средних аналогий = 2, примеров = 15.

Здесь к вышеупомянутому приему и его примерам добавился прием 2.4.2: заголовками формулировать тезисы раскрытия темы, что даст читателю беглый обзор содержания текста. Усилением приема является добавление таблиц, рисунков, диаграмм и т.п. вставок, привлекающих внимание.

И в завершение раздел текста: окончание; предмет описания: (конкретный вывод); размер фрагмента текста: короткий (до 400 знаков).

Получаем: приемов = 1, высоких аналогий = 1, средних аналогий = 2, примеров = 15.

Прием 12.8.1: резюме текста подкрепляется вопросами к читателю и/или рекомендациями.

Обсуждение результатов эксперимента 1: вместо 5-7 приемов получили один

Для научно-познавательных текстов, взятых в качестве эксперимента, мы получили вполне разумные и достаточно очевидные рекомендации. Можно было предположить, что для сдержанного стиля таких текстов вряд ли допустимо расширение диапазона риторических приемов в 5-7 раз, обещанное авторами "ПЖ&PR".  Что и подтвердил опыт работы с программой.  Начало и конец текста довольствовались одним приемом, середина - двумя, причем один из них был уже задействован в начале.
Однако заметим, что многообразие риторических приемов, работающих в  научно-познавательных текстах, вряд ли сводится к одному-единственному, ведь жанры научной литературы - диссертация, статья, монография, учебный курс - отличаются по стилю. Так, теория риторики (Ю.В. Рождественский) гласит: логика построения учебников противоположно направлена в сравнении с логикой статей и монографий. Учебные курсы своим критерием имеют не научную истину, а правильность поведения, исходящую из научных знаний и опыта той деятельности, которую описывает курс.  Получается, что авторы "ПЖ&PR" предпочли другие жанры письменной речи, а риторика исследовательских и учебных текстов отражена в программе предельно кратко.

Эксперимент 2: испытание равнодушной и скептической аудиторией

В первом эксперименте с ПЖ&PR, который мы проводили пару выпусков назад,  ставка делалась на положительное отношение читателей к выпускам научно-популярных рассылок. Почему? - Ведь если люди по собственной воле подписались на рассылку и не отписываются от нее, то, значит, интересуются темой и содержанием выпусков. 
    Однако это предположение, как оказалось, справедливо лишь для незначительной части аудитории. Подавляющее большинство подписчиков рассылки не читают, но и не отписываются от них. Это большинство складирует поступающую к ним бесплатную информацию на безразмерных винчестерах своих компьютеров (или почтовых серверов), рассчитывая воспользоваться ею позже, когда "дойдут руки" или когда возникнет актуальная потребность в этой информации.
    Чтобы представить масштабы проблемы, приведу пример. Рассылка "Скорочтение, память, интеллект" Сергея Михайлова собрала Сабскрайбе более 33 тыс. подписчиков, но автор ее в одном из выпусков жаловался: стоит задать вопрос аудитории, как отвечают единицы или НИКТО.
    Ничего сверхординарного в этой ситуации нет - по принципу накопительства с древнейших времен действуют и процветают библиотеки. Вот и читатель создает себе персональную библиотеку, благо каталоги и поисковые программы позволяют быстро найти нужные тексты.
Но автору от этого не легче. Он обращается к аудитории с текстом-сообщением, а в ответ получает молчание. И чем оно лучше демонстративного бойкота? - Тем, что через пару лет кто-то прочтет данный выпуск и обратится с вопросом к автору, когда тот уже и забыл, о чем шла речь?

    Вот почему интересно посмотреть, а что же может предложить ПЖ&PR авторам для работы с читателями, относящимся к тексту спокойно-безразлично или отрицательно.

    Для эксперимента возьмем подготовку обзора по усилителям интеллекта. Параметры этой задачи для "ПЖ&PR" следующие: Раздел текста: анонс (начало). Исходное отношение читателя: спокойно-безразличное или отрицательное. Решаемая задача: сделать неизвестное своим (научить). Предмет описания: информация, данные (условие проблемы/задачи). Размер фрагмента текста: короткий (до 400 знаков). Текст: эмоциональный или сдержанный. Автор текста: профи.

    На эти настройки ПЖ&PR выдает 2 приема с детализацией в виде 4 подприемов и 29 примеров. Как видим, для обращения с равнодушной или скептически настроенной аудиторией в программе запасено гораздо больше средств (для благодушной аудитории предлагался 1 подприем и 7 примеров).

    Что же предлагается для пробуждения интереса аудитории в начале текста?

1.     Это известное нам позиционирование читателя с помощью вопросов, но состоящее уже из двух блоков с детализацией по задачам читателя и по его ошибкам-предубеждениям.

2.     Это завлечение читателя: а) возможностью решить казалось бы неразрешимую проблему, б) софизмом, с помощью которого спровоцировать читателя сделать ошибку, а далее предложить ему поразмышлять об истоках ошибки.

    Идем дальше. Изменим в настройках раздел текста: середина; предмет описания: (решение проблемы/задачи); размер фрагмента текста: короткий-средний (400-700 знаков).

    Получаем 2 приема, 7 подприемов и 51 пример.

    Здесь автору предлагается провести такое же позиционирование вопросами, как и для начала текста. Что до приемов изложения, то ПЖ&PR рекомендует следующие 5 уловок:

1.     Описать несколько внешне несхожих предметов, а потом показать, что они имеют общее объяснение.

2.     Заголовками или рисунками с подписями привлечь внимание читателя к вопросам, обсуждаемым в тексте.

3.     Парадоксами, загадками, вопросами заинтриговать читателя.

4.     Начинать с известных и симпатичных читателю предметов описания.

5.     Говорить о типовых ошибках, избежать которые поможет основная часть текста.

    И в завершение раздел текста: окончание; предмет описания: (конкретный вывод); размер фрагмента текста: короткий (до 400 знаков).

    Получаем 1 прием, 10 подприемов и 64 примера.

    Вот эти 10 способов эффектного завершения текста для скучающей или негодующей аудитории:

1.     Обратиться к читателю, который сразу заглянул в конец текста.

2.     Предложить сравнить верные и ошибочные действия.

3.     Предостеречь от ошибок, связанных с "вечными стереотипами".

4.     Отстроиться от конкурента, подчеркнув выигрышные отличия идеи автора.

5.     Описать решение проблемы в виде яркого случая.

6.     Дать технологию решения аналогичных задач или совет, как избежать типовые ошибки.

7.     После серии советов дать свой последний совет, усиливающий эту серию с помощью признаков оправдания Победы.

8.     Предложить вопросы, ответы на которые даны текстом.

9.     Дать ответ на вопрос, поставленный в начале текста.

10. Описать действия читателя в виде алгоритма и оценить последний.

    Все приведенные выше приемы подробно раскрываются в примерах - извините, но привести их не позволяют ни размеры выпуска, ни уважение авторских прав создателей ПЖ&PR.
Что же можно сказать в целом?

    Экспертная система "ПРИЕМЫ ЖУРНАЛИСТИКИ & PUBLIC RELATIONS" гораздо мощнее работает на текстах, рассчитанных на слабо мотивированную или скептически настроенную аудиторию. Даже для нехарактерной для нее научно-популярной тематики она рекомендует достаточно богатый набор приемов, способных увлечь читателя авторскими идеями.

Если Вас заинтересовала тема, то загляните на страничку obzor -
там даны ссылки на 15 лучших книг и статей с наставлениями авторам
(торопитесь скачать, пока ссылки еще действуют...)
и проводится сопоставление советов.

Вопросы и замечания
mailto:feod@narod.ru

До новых встреч!
Юлий Феодоритов
 

 Источники   

Теории, концепции, прогнозы

Феномены Сети и компьютинга

На главную

Рейтинг@Mail.ru

Сайт создан в системе uCoz