Зареалье: феномены Сети и технологии
работы с ними
Цикл # IQ Выпуск 110
Усилители интеллекта:
базы знаний
и экспертные системы
Эксперименты с программой "Приемы
журналистики и PR"
Согласно
Википедии,
база знаний, (англ. Knowledge base) - это особого рода
база данных, разработанная для управления знаниями
(метаданными), то есть сбором, хранением, поиском и выдачей
знаний.
В зависимости от уровня сложности систем, в которых применяются
базы знаний, различают:
БЗ всемирного масштаба - например, Интернет
БЗ национальные - например,
Википедия
БЗ отраслевые - например,
Автомобильная энциклопедия
БЗ организаций или корпоративные БЗ - таковы системы Интранет в
крупных фирмах: они не только создают единое информационное
пространство для сотрудников, но и снабжают их необходимыми
справочными материалами
БЗ экспертных систем, т.е. компьютерных программ, способных
заменить специалиста-эксперта в разрешении проблемной ситуации.
БЗ специалистов - такие базы знаний обычно засекречены, т.к.
составляют интеллектуальный капитал специалиста, определяющий
его престиж и уровень оплаты его труда.
Здесь мы подробно рассмотрим "ПРИЕМЫ ЖУРНАЛИСТИКИ & PUBLIC RELATIONS", одну из четырех экспертных систем ТРИЗ-ШАНС. С демо-версиями этих систем можно ознакомиться на страничке http://www.triz-chance.ru/demo.html. Если же Вы захотите приобрести в личное пользование полную версию интересующей нас системы "ПЖ&PR", то это обойдется в 2400 руб. (по состоянию на март 2009 г.)
По свидетельству разработчиков, "ПЖ&PR"
программа
помогает автору-пользователю находить варианты начала и окончания текста, решать
до 80% задач, касающихся середины текста или сценария. При этом диапазон риторических приемов, используемых автором, расширяется в 5-7
раз, что избавляет от мук поиска подходящего стиля и позволяет сосредоточиться
на содержании текста.
Короткое определение "ПЖ&PR" - умный справочник по
риторике. Она построена на анализе 12500 произведений мастеров литературы,
журналистики и рекламы и при некотором навыке работы с нею способна за несколько
секунд выводить автора в область проверенных решений.
Работа над проектом "Приемы журналистики & PR" длилась 9 лет и в ходе нее было
выявлено, что даже выдающиеся русскоязычные авторы используют не более 10%
(максимум - 15%) из всех известных риторических приемов. Если переходить на язык
живописи, это означает, что используется лишь малая часть палитры: радугу
пытаются рисовать всего одним цветом. (Данный тезис легко проверить
самостоятельно - для этого достаточно прочитать подряд 30-40 начал либо концовок
публицистических произведений одного автора)
Так, в воспоминаниях оперной певицы
Г.П. Вишневской очень сильны именно концовки глав - видно, что хозяйка
воспоминаний привыкла сама ставить точки над i и последнее слово всегда
принадлежит ей. Другие разделы ее текстов - начало, середина - заметно слабее.
По наблюдениям разработчиков "ПЖ&PR", сильна "отстройка от
конкурентов" в статьях В.И. Ленина; шикарны повторы в текстах В.В. Жириновского;
очень интересны именно "вставные" предложения в телекомментариях А.Г. Невзорова;
блестяще работают с ритмом текста М.М. Жванецкий и его предтеча В.М. Дорошевич.
Вероятно, причина здесь не в особенностях конкретных людей или их
обучении, а в том, что человек вообще склонен тиражировать то, что у него хорошо
получилось. Так, спортсмены-борцы устойчиво используют всего несколько "коронных
приемов" из своего арсенала; на персональных выставках художников, фотографов
видны те несколько "ходов", которые разрабатывает автор; на серии спектаклей или
фильмов - заметны любимые находки режиссера и актеров...
Несмотря на то, что
ежемесячно издается несколько книг по риторике, рекламе и PR, на практике
достаточно трудно воспользоваться их советами. Одна из причин -
принципиальная невозможность описания на страницах книги
таких многомерных явлений, как эффекты языка. Поэтому в "ПЖ&PR" создана многомерная классификация,
включающую сотни приемов рекламы, журналистики и public relations.
Основные классы решаемых задач:
Журналистика
Избежать нежелательной Автору ассоциации у Читателя;
Подтвердить/ознакомить Читателя с деталями ему ранее известного;
Передать Читателю эмоции, страхи, ощущения...
Сделать неизвестное Читателю - известным, своим;
Получить "эффект новизны" при хорошо известном Читателю Предмете описания;
Привлечь внимание Читателя к фрагменту текста;
Побудить Читателя осознать свои стереотипы, создать предпосылки к изменению мнения;
Спародировать известное Читателю.
Public Relations
Спозиционировать Предмет описания;
Возвысить Предмет описания;
Сделать антирекламу Предмету описания;
Сделать "Отстройку от Конкурента";
Контрреклама.
Знакомство с программой: выбираем быстрый интерфейс
Рабочее поле "ПЖ&PR" состоит из трех окон. Слева расположены узкое окно настроек программы, а под ним основное окно управления базой знаний. Справа - окно текстового редактора Word, в которое можно копировать найденные рекомендации и на их основе сочинять задуманный пользователем текст.
Рис.
1. Интерфейс ПЖ&PR прозрачно намекает:
риторика - мудреное дело...
Пространство разновидностей текстов имеет 7 измерений и насчитывает
3х4х5х14х5х3х2 = 25200 вариантов постановки задачи
Управление базой знаний можно осуществлять двумя способами. "Классический" позволяет точнее производить поиск, но включает 7 окон-этапов выбора показателей искомого текста. В "Быстром" способе (он изображен выше) все настройки поиска выведены на одно окно, что облегчает освоение программы и эксперименты с нею.
Эксперимент 1: испытание научно-популярными текстами
В качестве экспериментальной задачи возьмем подготовку выпуска рассылки по усилителям интеллекта. Параметры этой задачи для "ПЖ&PR" следующие: Раздел текста: анонс (начало). Исходное отношение читателя: положительное (иначе он бы отписался от рассылки). Решаемая задача: сделать неизвестное своим (научить). Предмет описания: информация, данные (условие проблемы/задачи). Размер фрагмента текста: короткий (до 400 знаков). Текст: сдержанный. Автор текста: профи.
Познакомиться с результатами проще всего нажав кнопку "Система рекомендаций-аналогий". Вкратце результаты таковы:
Прием 5.1.23:
выбрать подходящие из 14 вопросов для
позиционирования читателя, дать на них исчерпывающие ответы и использовать их в
тексте.
(Примечание: позиционирование понимается как учет при подготовке текста интересов,
потребностей, особенностей восприятия читателей, которым он адресован)
Идем дальше. Изменим в настройках раздел текста: середина; предмет описания: (решение проблемы/задачи); размер фрагмента текста: короткий-средний (400-700 знаков).
Получаем: приемов = 2, высоких и средних аналогий = 2, примеров = 15.
Здесь к вышеупомянутому приему и его примерам добавился прием 2.4.2: заголовками формулировать тезисы раскрытия темы, что даст читателю беглый обзор содержания текста. Усилением приема является добавление таблиц, рисунков, диаграмм и т.п. вставок, привлекающих внимание.
И в завершение раздел текста: окончание; предмет описания: (конкретный вывод); размер фрагмента текста: короткий (до 400 знаков).
Получаем: приемов = 1, высоких аналогий = 1, средних аналогий = 2, примеров = 15.
Прием 12.8.1: резюме текста подкрепляется вопросами к читателю и/или рекомендациями.
Обсуждение результатов эксперимента 1: вместо 5-7 приемов получили один
Для научно-познавательных текстов, взятых в
качестве эксперимента,
мы получили вполне разумные и достаточно очевидные рекомендации. Можно было
предположить, что для
сдержанного стиля таких текстов вряд ли допустимо
расширение диапазона риторических приемов в 5-7 раз, обещанное авторами "ПЖ&PR".
Что и подтвердил опыт работы с программой.
Начало и конец текста довольствовались одним приемом, середина - двумя, причем
один из них был уже задействован в начале.
Однако заметим, что многообразие риторических приемов, работающих
в научно-познавательных
текстах, вряд ли сводится к одному-единственному, ведь жанры научной литературы
- диссертация, статья, монография, учебный курс - отличаются по стилю. Так,
теория риторики (Ю.В.
Рождественский) гласит: логика построения учебников противоположно
направлена в сравнении с логикой статей и монографий. Учебные курсы своим
критерием имеют не научную истину, а правильность поведения, исходящую из
научных знаний и опыта той деятельности, которую описывает курс.
Получается, что авторы "ПЖ&PR" предпочли
другие жанры письменной речи, а риторика исследовательских и учебных текстов отражена в
программе предельно кратко.
Эксперимент 2: испытание равнодушной и скептической аудиторией
В
первом эксперименте с ПЖ&PR, который мы проводили пару выпусков назад,
ставка делалась на положительное отношение читателей к
выпускам научно-популярных рассылок. Почему? - Ведь если люди по собственной воле подписались на
рассылку и не отписываются от нее, то, значит, интересуются темой и содержанием
выпусков.
Однако это предположение, как оказалось, справедливо лишь для незначительной
части аудитории. Подавляющее большинство подписчиков рассылки не читают, но и
не отписываются от них. Это большинство складирует поступающую к ним бесплатную
информацию на безразмерных винчестерах своих компьютеров (или почтовых
серверов), рассчитывая воспользоваться ею позже, когда "дойдут руки"
или когда возникнет актуальная потребность в этой информации.
Чтобы представить масштабы проблемы, приведу пример. Рассылка
"Скорочтение, память, интеллект" Сергея Михайлова собрала Сабскрайбе
более 33 тыс. подписчиков, но автор ее в одном из выпусков жаловался: стоит
задать вопрос аудитории, как отвечают единицы или НИКТО.
Ничего сверхординарного в этой ситуации нет -
по принципу накопительства с
древнейших времен действуют и процветают библиотеки. Вот и читатель создает себе
персональную библиотеку, благо каталоги и поисковые программы позволяют быстро
найти нужные тексты.
Но автору от этого не легче. Он обращается к аудитории с текстом-сообщением, а
в ответ получает молчание. И чем оно лучше демонстративного бойкота? - Тем, что
через пару лет кто-то прочтет данный выпуск и обратится с вопросом к автору,
когда тот уже и забыл, о чем шла речь?
Вот почему интересно посмотреть, а что же может предложить ПЖ&PR авторам для работы с читателями, относящимся к тексту спокойно-безразлично или отрицательно.
Для эксперимента возьмем
подготовку обзора по усилителям интеллекта. Параметры этой задачи для
"ПЖ&PR" следующие: Раздел текста: анонс (начало). Исходное отношение читателя:
спокойно-безразличное или отрицательное. Решаемая задача: сделать
неизвестное своим (научить). Предмет описания: информация, данные
(условие проблемы/задачи). Размер фрагмента текста: короткий (до
400 знаков). Текст: эмоциональный или сдержанный. Автор
текста: профи.
На эти настройки ПЖ&PR выдает 2 приема с детализацией в виде 4 подприемов и
29 примеров. Как видим, для обращения с равнодушной или скептически настроенной
аудиторией в программе запасено гораздо больше средств (для благодушной
аудитории предлагался 1 подприем и 7 примеров).
Что же предлагается для пробуждения интереса
аудитории в начале текста?
1.
Это известное нам позиционирование читателя с помощью
вопросов, но состоящее уже из двух блоков с детализацией по задачам читателя и
по его ошибкам-предубеждениям.
2.
Это завлечение читателя: а) возможностью решить
казалось бы неразрешимую проблему, б) софизмом, с помощью которого
спровоцировать читателя сделать ошибку, а далее предложить ему поразмышлять об
истоках ошибки.
Идем дальше. Изменим в
настройках раздел текста: середина; предмет описания: (решение проблемы/задачи); размер
фрагмента текста: короткий-средний (400-700 знаков).
Получаем 2 приема, 7 подприемов и 51 пример.
Здесь автору предлагается провести такое же
позиционирование вопросами, как и для начала текста. Что до приемов изложения,
то ПЖ&PR рекомендует следующие 5 уловок:
1.
Описать несколько внешне несхожих предметов, а потом
показать, что они имеют общее объяснение.
2.
Заголовками или рисунками с подписями привлечь
внимание читателя к вопросам, обсуждаемым в тексте.
3.
Парадоксами, загадками, вопросами заинтриговать читателя.
4.
Начинать с известных и симпатичных читателю предметов
описания.
5.
Говорить о типовых ошибках, избежать которые поможет
основная часть текста.
И в завершение раздел
текста: окончание; предмет описания:
(конкретный вывод); размер фрагмента текста: короткий
(до 400 знаков).
Получаем 1 прием, 10 подприемов и 64 примера.
Вот эти 10 способов эффектного завершения
текста для скучающей или негодующей аудитории:
1.
Обратиться к читателю, который сразу заглянул в конец
текста.
2.
Предложить сравнить верные и ошибочные действия.
3.
Предостеречь от ошибок, связанных с "вечными
стереотипами".
4.
Отстроиться от конкурента, подчеркнув выигрышные
отличия идеи автора.
5.
Описать решение проблемы в виде яркого случая.
6.
Дать технологию решения аналогичных задач или совет,
как избежать типовые ошибки.
7.
После серии советов дать свой последний совет,
усиливающий эту серию с помощью признаков оправдания Победы.
8.
Предложить вопросы, ответы на которые даны текстом.
9.
Дать ответ на вопрос, поставленный в начале текста.
10. Описать действия читателя в виде алгоритма и оценить
последний.
Все приведенные выше приемы подробно
раскрываются в примерах - извините, но привести их не позволяют ни размеры выпуска, ни
уважение авторских прав создателей ПЖ&PR.
Что же можно сказать в целом?
Экспертная система "ПРИЕМЫ ЖУРНАЛИСТИКИ & PUBLIC RELATIONS" гораздо мощнее работает на текстах, рассчитанных на слабо мотивированную или скептически настроенную аудиторию. Даже для нехарактерной для нее научно-популярной тематики она рекомендует достаточно богатый набор приемов, способных увлечь читателя авторскими идеями.
Если Вас заинтересовала тема, то загляните на страничку
obzor -
там даны ссылки на 15 лучших книг и статей с наставлениями авторам
(торопитесь скачать, пока ссылки еще действуют...)
и проводится сопоставление советов.
Вопросы и замечания
mailto:feod@narod.ru
До
новых встреч!
Юлий Феодоритов