Сравнительный обзор рекомендаций
начинающим авторам

    Признавая неоспоримые достоинства программы-справочника "ПРИЕМЫ ЖУРНАЛИСТИКИ & PUBLIC RELATIONS", хотелось бы все же сравнить ее рекомендации с полученными из иных источников.
    Напомню, что в экспериментах с этой программой рассматривалась задача "Выпуск научно-популярных рассылок, адресованных интернет-аудитории".  Но здесь мы задачу возьмем пошире - охватим и романы, и научные и деловые публикации - чтобы посмотреть, что рекомендуется в смежных областях.

Содержание

1. Источники для скачивания  
2. Резюме рекомендаций         
3. Компендиум рекомендаций


15 лучших источников из тех, что удалось разыскать в Интернете:
(гиперссылки даны для копирования или скачивания)

1. Алешина И.В. Правила составления текстов
Параграф из книги известного специалиста по маркетингу и PR, к.э.н., зам.зав.кафедрой маркетинга Государственного университета управления, автора книг "Поведение потребителей", "Связи с общественностью - PR", "Паблик рилейшнз для менеджеров", "Маркетинг для менеджеров".  В параграфе суммирован мировой уровень знаний о читабельности пресс-релизов.

2. Басов Н.В. Творческое саморазвитие, или Как написать роман
В этой оригинальной книге известный писатель-фантаст раскрывает секреты своего мастерства. Углубляясь в книгу, читатель утверждается в мысли, что любой вид творчества исцеляет жизнь человека, помогая противостоять жизненным неудачам, являясь безотказным средством борьбы со стрессами и депрессией. Книга незаменима для тех, кто мечтает оставить свой след в литературе, а также для всех, кто хочет заставить трудиться ум и душу, стремится изменить свою жизнь и даже, возможно, заработать денег.

3. Евдокимов Н.В. Основы контентной оптимизации
Это уникальное издание, помогающее найти решение одного из ключевых вопросов интернет-маркетинга — привлечения на сайт посетителей, потенциальных клиентов и партнеров. Контентная оптимизация — это новая методика, построенная на использовании сильных сторон современных поисковых машин, а не на обнаружении и использовании их слабых мест. Суть ее в совершенствовании контента, содержимого сайта. В книге описаны все стадии оптимизационного процесса, от планирования сайта, до его регистрации в каталогах, приведено множество конкретных примеров и рекомендаций.

4. Калуев А.В. Что полезно знать ученому перед тем, как писать свой труд
Неоднократно переиздаваемое пособие для молодых ученых. Автор его известный психофизиолог и этолог, окончил кафедру физиологии человека и животных Биофака МГУ в 1994 году, а в настоящее время является директором Центра физиолого-биохимических проблем (Киев, Москва).

5. Кузин Ф.А. Магистерская диссертация
Эта книга — наиболее квалифицированное в научном отношении, прекрасно написанное, системно изложенное практическое пособие для дипломников. Профессором Кузиным были изданы также пособия по кандидатской диссертации и культуре делового общения.

6.  Корняков М.В., Махно Д.Е. Как написать кандидатскую диссертацию или «Курс молодого бойца»
Пособие для аспирантов, подготовленное Школой научно-исследовательского менеджмента «ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» в Иркутском государственном техническом университете в 2007 году.  В пособии отражены вопросы структурного построения диссертационной работы, требований к публикациям по теме диссертации, планирования и организации работы над диссертацией, требований к автореферату и представлению работы в диссертационный совет.  

7. Пиз А., Дани П. Как писать так, чтобы было понятно всем
Аллан Пиз — всемирно известный эксперт по методикам и технологиям человеческого общения. Автор книг "Язык взаимоотношений", Язык разговора", "Язык телодвижений", "Язык письма", "Говорите точно... Как соединить радость общения и пользу убеждения", "Искусство коммуникации в сетевом маркетинге", "Почему он все откладывает на последний момент, а ей всегда не хватает времени".

8. Прайс Д., Прайс Л. Текст для Web. Доступность и привлекательность
Авторы Джонатан и Лиза Прайс - профессиональные web-писатели и редакторы, издавшие 24 книги и опубликовавшие сотни статей в Интернете. На основании глубоких исследований, затронувших внимание, отношение, восприятие, взаимодействие, чтение и практичность, в этой книге рассмотрены способы создания текстов для Internet, подробно описаны отличия web-текста от книжного.

9. Сайтэл Ф.П. Какие доводы убеждают людей
Фрэйзер П. Сайтэл - поистине уникальный специалист, сочетающий три десятка лет практической работы в public relations c огромным опытом преподавательской работы в самых престижных университетах. На протяжении десяти лет он был вице-президентом по общественным связям крупнейшего американского банка – «Сhase Manhattan Bank», а затем, в 1992 году основал собственную консалтинговую фирму «Emerald Partners», одновременно став главным консультантом крупнейшего PR-агентство мира - «Burson & Marsteller».  Его книга "Современные паблик рилейшнз"  выдержала за двадцать лет восемь переиздании и стала самым популярным учебником по паблик рилейшнз в американских университетах.

10. Фрэй Д. Как написать гениальный роман
Известный романист и преподаватель литературоведческих дисциплин в Калифорнийском университете Джеймс Н.Фрэй подготовил ускоренный курс основ писательского мастерства для тех, кто мечтает подарить миру новый бестселлер. В России переведены его книги "Как написать гениальный роман", "Как написать гениальный роман-2", "Как написать гениальный детектив".

11. Халмош П.Р. Как писать математические тексты
Пауль Халмош - один из учеников Неймана, выдающийся математик и методист, известный по работам в области теории вероятности, статистики, теории операторов, эргодической теории, функциональном анализе (в частности, гильбертовых пространств) и математической логики. Отмечен наградой "Выдающийся преподаватель" Американской математической ассоциации. Данная статься - шедевр научно-методического жанра, переведенный и опубликованный в СССР в журнале "Успехи математических наук" в 1971 году.

12. Эко У. Как написать дипломную работу
Писатель с мировой славой, профессор нескольких университетов Умберто ЭКО в этой книге обращается к своей излюбленной публике — к преподавателям и студентам. Все, что требуется знать научному работнику, особенно когда он берется за диплом, диссертацию или одну из первых научных статей, изложено в этой книге с умом и тактом, с чисто художественной выразительностью и с великолепной техничностью. Любой научный руководитель, дав эту книгу дипломнику или аспиранту, избавится от хлопот. Любой молодой ученый, проработав эту книгу, избавится от сомнений. Любой культурный человек, прочитав эту книгу, получит интеллектуальную радость.

13. Эксперимент с майевтическими машинами
Майевтическими машинами называют гипертекстовые вопросники, реализующие психоэвристические программы.  Отвечая на вопросы и перемещаясь по гиперссылкам, пользователь реализует алгоритмы эвристик таких выдающихся деятелей, как Аристотель, Альтшуллер, Гегель, Леонардо, Эйнштейн.... Всего в коллекции представлено 15 майевтических машин, охватывающих весь цикл научно-технического творчества: от сбора и анализа данных до оформления и публикации результатов. В ходе эксперимента каждая из этих машин прошла экспресс-тестирование на проблеме научно-популярных рассылок, и отчет об этом представлен как пример работы с машиной. Для реализации гипертекстовых вопросников требуется  MS Word 2003 или 2007.

14. Янг Э., Куинн Л. Как написать действенный аналитический документ в сфере государственной политики
Книга является практическим пособием для написания различных аналитических документов – докладов, аналитических записок, как в сфере исследования государственной политики, так и в области анализа и разработки политики.

15. Якоб Нильсен. Как читают web-пользователи? Почему веб-пользователи просматривают текст, а не читают его? На что обращают внимание веб-читатели Перевернутые пирамиды в киберпространстве Микроконтент: как писать заголовки, заглавия страниц и темы в почтовых сообщениях
Доктор физических наук Якоб Нильсен - признанный во всем мире специалист в области интерфейсов и юзабилити. Им был разработан ряд методик, направленных на быстрое и экономичное усовершенствование пользовательского интерфейса, включая эвристическую оценку. Он является обладателем 38 патентов США на разработки, ориентированные, главным образом, на повышение удобства работы пользователей с Интернетом. Он - автор девяти книг по пользовательским интерфейсам, web-дизайну, структуре сайтов и прочим аспектам web-usability. Себя он называет адвокатом пользователей и считает главным и наиболее успешным своим делом борьбу на стороне пользователей против "темной стороны Интернета".


    Свод рекомендаций из приведенных выше источников проведен по рубрикам пяти приемов ПЖ&PR для авторов, когда им приходится обращаться к безразличной или скептически настроенной аудитории. Рекомендации, которые не вписываются ни в одну из этих рубрик, отражены в двух дополнительных рубриках.
    Вашему вниманию предлагаются две версии свода - сжатая (резюме) и полная (компендиум). Для быстрых переходов между этими версиями имеются взаимные гиперссылки.

РЕЗЮМЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ

1.     Перечень контрольных вопросов для позиционирования читателя.
(к компендиуму)

    Важную роль в ПЖ&PR занимают методы "позиционирования читателя", т.е. донесения авторского смысла сквозь барьеры восприятия, связанные с трудностями усвоения информации, отсутствием интереса, нехваткой времени, предубеждениями и т.п. Задача позиционирования решается авторами ПЖ&PR через вопросник, который в минимальном варианте насчитывает 14 вопросов, а в полном - 88. Суть этого приема заключается в том, чтобы, с одной стороны, автор текста возможно полнее представил себе интересы, образ мыслей и особенности восприятия потенциальной аудитории, а с другой - обогатил содержание и придал гибкость своим идеям, с тем чтобы привести их в возможно большее соответствие запросам аудитории.
    Можно предположить, что майевтические машины сработают эффективнее списка контрольных вопросов, поскольку а) задают очередность прохождения всего списка, б) используют циклическое уточнение отдельных позиций, в) реализуют эвристики гениев.
    Но решить задачу позиционирования можно и другими способами. Существуют  требования жанра, диктуемые издателями. Главное для публикации - знать правила и законы своего жанра. Книги, в которых жанр легко определить, легче и продать. Жанр — это некий общепринятый способ организации информации. В целом жанр как бы "раздает обещания" читателям, а затем по мере изложения материала выполняет их.
(Прайс, Фрэй)
    Еще на один способ позиционирования - сопереживание. Поэтому, обращаясь к аудитории, нужно мысленно общаться с конкретным, хорошо Вам известным лицом и настраиваться на волну его восприятия "
ЧТО ТУТ ЕСТЬ ДЛЯ МЕНЯ?" - тогда Вы автоматически выбираете слова, привлекающие внимание читателя. (Пиз, Халмош)
     С
оставление броского названия  является немаловажным фактором для привлечения и удержания читательского интереса. Первые слова названия должны четко указывать на основные проблемы, которые рассматриваются в тексте. (Янг, Куинн)

2.     Начинать текст с привычных мыслей читателя, либо с типовых ошибок.
(к компендиуму)

    ПЖ&PR предлагает для завлечения читателя указать в начале текста на возможность решить казалось бы неразрешимую проблему, либо спровоцировать читателя сделать ошибку, а далее предложить ему поразмышлять об истоках ошибки.
    На то же обращает внимание и Аллан Пиз, включая требование эмоционального заряда. Хорошее вступление — это больше чем половина успеха. Необходимо сразу же завладеть вниманием читателя, иначе ваш текст отправится прямиком в мусорную корзину. Посвящайте как минимум 80% времени составлению вступительных фраз и обязательно формулируйте их так, чтобы они «зацепили» читателя.
Для того чтобы вступление было эффективным, оно должно: быть коротким, содержать в себе эмоциональный заряд, иметь «зацепку», увлекающую читателя. Зацепка чаще всего связана с целью получить что-то, чего у читателя еще нет, или чтобы избежать потери того, что у него уже есть.
    Прайс добавляют: "Опишите себя, ведь вы тоже живой человек, а не машина. Открытие небольших секретов о себе автоматически привлекает интерес со стороны других людей".

3.     Предмет описания легко и быстро разрешает проблему, поставленную в начале.
(к компендиуму)

   
Текст, в котором нет проблем и решений, скучен для читателя. И в художественной литературе бесконфликтные произведения не пользуются спросом
(Фрэй)
    Интерес подпитывает и повышение ставок в ходе изложения, когда проблема оказывается значительно более серьезной, чем представлялось в начале (Басов).
    Однако для поддержания интереса большое значение имеют и стилистические приемы:
•  связующие звенья - при переходе от введения к основной части (разрешите объяснить) и в основном тексте для оживления идей в сознании читателя (более того, но самое важное, и не только, так что вы, например, к тому же...).
(Пиз, Янг, Куинн)
•  хорошее деление на абзацы - для организации аргументов и облегчения чтения (один довод в абзаце, главная идея в первом предложении, раскрытие ее в последующих).
(Янг, Куинн)
•  концентрировать внимание на логике раскрытия темы; есть 5 типов логики: для развлечения (сразу главное, а потом подробности), для обучения (от простого к сложному), для действия (исключать все, не относящееся к действию), для познания (излагать каждую идею отдельно от другой), для общения (не отвлекаться на посторонние вопросы). Все подробности выносятся в приложения на других веб-страницах.
(Прайс, Евдокимов)
•  изъясняться ясным языком, исключающим двусмысленности, для чего писать в действительном залоге и в утвердительной форме, избегая страдательного залога, отрицаний, местоимений, отглагольных существительных и придаточных предложений.
(Прайс)
•  перечисления лучше давать в виде маркированного списка. (Прайс)

4.     Рассчитывать на беглый просмотр и передавать смысл текста по треугольнику "заголовок-анонс-фотография".  (к компендиуму)

    Посетители Web-узлов используют попутно появляющийся текст только для поиска пути к искомой информации, откладывая внимательное чтение напоследок. Традиционный стиль изложения от предпосылок к выводам не годится для Web. Чтобы успеть донести информацию, вывод нужно поместить в начало, после чего сообщается самая важная информация, и лишь в конце даются предпосылки.  (Прайс, Нильсен, Алешина, Евдокимов)
    Наиболее важны заголовки, размещаемые вверху экрана. Используйте 2-3 уровня заголовков. Текст заголовка должен быть самостоятельной порцией информации, выражающей ключевую идею, вывод соответствующего раздела текста. (Прайс, Кузин)
    Следующий по значимости для беглого чтения - микроконтент в подзаголовках и подписях к рисункам. Это сверхкраткое описание смысла языком, понятным для неискушенного читателя.
(Нильсен, Евдокимов)
    Полезно выделять полужирным шрифтом ключевые слова (курсив и апер не подходят для экрана). Однако не переусердствуйте с выделениями. Избыточное применение полужирного начертания создает эффект двухтактного чтения, потому что глаза сначала замечают и выделяют полужирный текст, воспринимая остальной текст как фон, и лишь затем замечают и выделяют обычный текст. (Прайс)

5.     Завершать текст отстройкой от конкурента, предостережением от возможных ошибок, полезным советом или заданием читателю.  (к компендиуму)

    Знакомство с текстом читатели нередко начинают с выводов. В них автор должен так представить полученные результаты, чтобы из них логически вытекали предлагаемые им рекомендации(Янг, Куинн)
    Важны также
заключительные замечания, возвращающие обсуждение к более широкому контексту проблемы, что создает ощущение завершенности и целостности текста. То же самое наблюдается и в художественной литературе: любой роман завершается драматическим разрешением конфликта, но подлинный финал всегда связан с пониманием того, что будет с персонажами. (Янг, Куинн, Басов)

6.     Идейность текста  (к компендиуму)

    Идея отличается от других форм мышления и научного знания тем, что в ней не только отражен объект изучения, но и содержится сознание цели, перспективы познания и практического преобразования действительности.
Чем важнее идея, тем больше шансов на бессмертие у работы, даже если материал подан запутанно и организован плохо. И ценную идею не заменит множество посредственных - многие книги погублены желанием автора сказать слишком многое. Идея — это: причина, по которой вы пишете, точка зрения, которую вам надо отстоять, смысл, центр, ядро, сердце, душа произведения. (Кузин, Халмош, Фрэй).
    Развитие идеи до стадии решения задачи совершается по этапам, признанным в качестве нормы. Так
ход научного исследования занимает от 7 до 13 этапов. (Калуев, Кузин) Соответственно, строится и описание результатов исследования. Различают 5  типовых структур диссертаций: системно-проблемная, теоретико-прикладная, программная, теоретико-методическая, историческая. (Корняков, Махно)
    Последовательное написание текста по этапам развития идеи неэффективно. Рекомендуются или параллельное написание всех разделов, что занимает вдвое меньше времени, или спиральное с переписыванием предыдущих разделов по мере движения вперед. (Кузин, Халмош)

7.     Кульминация  (к компендиуму)

    Идея произведения может быть подчеркнута особым приемом - кульминацией, потрясающей читателя. В науке такой прием называют "последним аккордом", в художественной литературе - "развязкой". Кульминация должна быть неожиданной, эмоциональной, открывающей новые грани темы и снимающей все противоречия.
 (Калуев, Фрэй)


КОМПЕНДИУМ РЕКОМЕНДАЦИЙ

1.     Перечень контрольных вопросов для позиционирования читателя. 
(к резюме)

http://pic.ipicture.ru/uploads/090313/24624/6zbAulf9zb.gif Майевтические машины работают эффективнее списка контрольных вопросов в ПЖ&PR, поскольку а) задают очередность прохождения всего списка, б) используют циклическое уточнение отдельных позиций, в) реализуют эвристики гениев. Испытания 15 таких машин в экспресс-режиме показали, что наиболее ценные результаты по данной задаче показали эвристики машин Аристотель, Пойа, Леонардо, Альтшуллер, Белановский и ИНТЕЛПАРТ. Скачать их можно на стр. http://zarealie.by.ru/ideas.htm. [13]

http://pic.ipicture.ru/uploads/090313/24624/6zbAulf9zb.gif Книги одного жанра продаются лучше, другого — хуже. Это происходит потому, что читатели знают по своему опыту, что, скажем, детективы им нравятся больше, чем фантастика. Поэтому книги, в которых жанр легко определить, легче и продать. Издатели знают, что нужно читателям. Так, по крайней мере, считают сами издатели. Поэтому из года в год рамки жанра становятся жестче. Главное для вас — знать правила и законы своего жанра, в противном случае даже не мечтайте о том, что ваш роман когда-нибудь увидит свет. [10]

http://pic.ipicture.ru/uploads/090313/24624/6zbAulf9zb.gif Жанр — это некий общепринятый способ организации информации. В целом жанр как бы "раздает обещания" читателям, а затем по мере изложения материала выполняет их. Один из способов определить предназначение жанра — установить типы вопросов, на которые текст дает ответы. Ниже перечислены некоторые вопросы, позволившие прежним поколениям писателей создать определенные жанры.
• Как сделать нечто? Процедура.
• Что это значит? Определение.
• Как идут дела в компании? Годовой отчет.
• В чем заключается оригинальная идея? Теоретический очерк.
• Что вы можете сделать для нашей организации? Резюме.
• В чем состоит преступление и как его раскрыть? Детективный рассказ. [8]

http://pic.ipicture.ru/uploads/090313/24624/6zbAulf9zb.gif Чем больше сообщение затрагивает интересы читателей (слушателей, зрителей), тем большего внимания оно удостоится. Одним из способов обеспечения родства событий и читателей является локализация событий — т.е. показ их значения для целевой аудитории.  Также увеличивают значимость для аудитории: своевременность изложения событий, известность действующих лиц, необычность, конфликт или драматизм, развертывание событий в пространстве и времени. [1]

http://pic.ipicture.ru/uploads/090313/24624/6zbAulf9zb.gif Ваш адресат настроен на радиостанцию, которая называется ЧТЕ — ДМ. Что означают ее позывные? ЧТО ТУТ ЕСТЬ ДЛЯ МЕНЯ? Все, что не совпадает с частотой ЧТЕ — ДМ, автоматически отвергается.
Когда "ваше мышление настроено на волну ЧТЕ — ДМ, вы автоматически выбираете слова, привлекающие внимание читателя. Концепция ЧТЕ — ДМ имеет решающее значение. Это означает, что вы должны учиться сопереживанию. Это означает, что вы должны научиться влезать в шкуру другого человека, думать так, как он, и видеть вещи так, как он.
[7]

http://pic.ipicture.ru/uploads/090313/24624/6zbAulf9zb.gif Читатель стремится к исключительному, особенному; обыденное его не интересует. [10]

http://pic.ipicture.ru/uploads/090313/24624/6zbAulf9zb.gif  Составление броского названия вашего аналитического документа является решающим фактором для привлечения и удержания читательского интереса. Эффектными являются названия описательные, четкие, краткие, интересные.
Большинство названий состоят из неполных предложений. Это помогает привлечь внимание читателей и также обеспечивает сравнительную краткость названий.
•   В названии ключевые слова идут первыми. Первые слова названия часто очень четко указывают на основные проблемы, которые рассматриваются в документе с целью немедленного привлечения читательского интереса.
•  Некоторые авторы разделяют название на две части, используя двоеточие. Такой подход помогает обеспечить четкость, разделив потенциально более длинное название. Кроме знакомства с предметом двоеточие часто означает движение от общей направленности аналитического документа к конкретным раскрываемым проблемам.
•  Некоторые авторы в названии указывают на основные результаты документа. Такой подход к составлению названий является средством привлечения интереса читателя и его желания узнать, каким образом автор получил данный результат.
 Обычно все слова начинаются с заглавной буквы, кроме союзов (напр. “но”), предлогов (напр. “из”), местоимений (напр. “наш”). Этот общепринятый формат помогает читателю четко видеть наиболее важные слова в названии. [14]

2.     Начинать текст с привычных мыслей читателя, либо с типовых ошибок.
(к резюме)

http://pic.ipicture.ru/uploads/090313/24624/6zbAulf9zb.gif Люди понимают вещи с точки зрения своего собственного опыта... Если вы пытаетесь довести свои идеи до сведения других, не уделяя внимания тому, что они хотят сказать вам, то вы можете забыть про свою затею.
Какие доводы убеждают людей? Факты. Обращение к эмоциям. Личный опыт автора. Обращение к "Вам".
[9]

http://pic.ipicture.ru/uploads/090313/24624/6zbAulf9zb.gif Хорошее вступление — это больше чем половина успеха. Первая строка вашего письма должна быть самой «ударной». Необходимо сразу же завладеть вниманием читателя, иначе ваше письмо отправится прямиком в мусорную корзину. Для того чтобы вступление было эффективным, оно должно: быть коротким, содержать в себе эмоциональный заряд, иметь «зацепку», увлекающую читателя. [7]

http://pic.ipicture.ru/uploads/090313/24624/6zbAulf9zb.gif Посвящайте как минимум 80% времени составлению вступительных фраз и обязательно формулируйте их так, чтобы они «зацепили» читателя. [7]

http://pic.ipicture.ru/uploads/090313/24624/6zbAulf9zb.gif Завершающей частью введения часто является “дорожная карта”, которая дает общее представление об организации документа. Она важна для помощи читателю в прочтении большого и потенциально сложного аналитического документа. [14]

http://pic.ipicture.ru/uploads/090313/24624/6zbAulf9zb.gif Традиционный стиль изложения от предпосылок к выводам не годится для Web. Чтобы успеть донести информацию, вывод нужно поместить в начало, после чего сообщается самая важная информация, и лишь в конце даются предпосылки.  [15]

http://pic.ipicture.ru/uploads/090313/24624/6zbAulf9zb.gif Люди совершают поступки (или покупают вещи) с целью получить что-то, чего у них еще нет, или чтобы избежать потери того, что у них уже есть. Поэтому вступительная строка с обещанием выгоды должна быть связана либо с возможным ПРИОБРЕТЕНИЕМ, либо с возможной ПОТЕРЕЙ. Выбор, разумеется, зависит от личности вашего адресата.  [7]

http://pic.ipicture.ru/uploads/090313/24624/6zbAulf9zb.gif Чем больше вы будете использовать термины, которыми читатели привыкли изъясняться, тем прочнее вы привлечете их внимание к вашему тексту.
• Затроньте интересующие людей темы. При обнаружении ключевых слов такой темы читатель прочитает и окружающий их текст.
• Избегайте избыточного использования многочисленных и не имеющих отношения к делу замечаний, ссылок и изображений. Старайтесь концентрировать, а не рассеивать внимание посетителей. 
• Внимание читателя может привлечь нечто неожиданное, странное и необычное. Используйте необычный формат для ключевых терминов.
• Пусть ваши желания и страсти отразятся в вашем тексте. Упоминайте свои чувства и интересы. Да, будьте эмоциональны, потому что в холодном мире компьютеров, только сильные чувства способны привлечь внимание.
• Говорите о людях, потому что они всегда интересны нам. Если ваша аудитория включает своих героев или героинь, то попробуйте привести их биографические данные.
• Опишите себя, ведь вы тоже живой человек, а не машина. Открытие небольших секретов о себе автоматически привлекает интерес со стороны других людей.
[8]

http://pic.ipicture.ru/uploads/090313/24624/6zbAulf9zb.gif Вам надо убедительно показать, что до проведения исследования в  данной отрасли науки существовала брешь, которую надо было обязательно заполнить в интересах науки и практики. К числу признаков научной новизны относятся:
1. Постановка новой научной проблемы.
2. Введение новых научных категорий и понятий, развивающих представление о данной отрасли знаний.
3. Раскрытие новых закономерностей протекания естественных и общественных процессов.
4. Применение новых методов, инструментов, аппарата исследования.
5. Разработка и научное обоснование предложений об обновлении объектов, процессов и технологий, используемых в экономике и управлении.
6. Развитие научных представлений об окружающем мире, природе, обществе. [6]

http://pic.ipicture.ru/uploads/090313/24624/6zbAulf9zb.gif Освещение актуальности должно быть не многословным. Достаточно в пределах одной машинописной страницы показать главное — суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы. Такая ситуация чаще всего возникает в результате открытия новых фактов, которые явно не укладываются в рамки прежних теоретических представлений, т.е. когда ни одна из теорий не может объяснить вновь обнаруженные факты. Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем имеют важное значение. Они определяют направление научного поиска. Не случайно принято считать, что сформулировать научную проблему — значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно науке о предмете исследования. От доказательства актуальности выбранной темы логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав диссертационной работы. Это важно также и потому, что заголовки таких глав рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования. Далее формулируются объект и предмет исследования. Объект — это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание магистранта, именно предмет исследования определяет тему диссертационной работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие. [5]

http://pic.ipicture.ru/uploads/090313/24624/6zbAulf9zb.gif В соответствии с основной целью необходимо выделить три-четыре целевые задачи в кандидатской и пять-семь в докторской диссертации, которые необходимо решить для достижения главной цели исследования. [6]

http://pic.ipicture.ru/uploads/090313/24624/6zbAulf9zb.gif Иногда введение чрезмерно упрощают, "кидая" на весы аргументации всего 2-3 довода (причем иногда, ради "сохранения паритета", на весы попадает всего 1-2 довода против!). Важно помнить, что истинному исследователю следует критически оценивать все за и против, и не пользоваться соблазном опустить последние. Во введении к Вашей статье должно быть больше критичности как к самим идеям, так и к качеству работ первоисточников! [4]

http://pic.ipicture.ru/uploads/090313/24624/6zbAulf9zb.gif Методологическая и теоретическая основа исследования. Обычно носит стандартный характер и сводится к утверждению, что такую основу составили научные труды отечественных и зарубежных авторов (15-20 имен) в области тех отраслей и направлений науки, к которым относится тема диссертации. Обязательно упомяните несколько членов диссертационного и экспертного совета, предполагаемых оппонентов, своего научного руководителя, и тех видных ученых к которым вам придется обращаться за отзывами. [6]

http://pic.ipicture.ru/uploads/090313/24624/6zbAulf9zb.gif Люди в реальном мире непостоянны, полны противоречий и заблуждений: то радуются, то впадают в отчаяние. Наше настроение меняется с каждым вздохом. Человек вымышленный может быть сложным, изменчивым, даже загадочным, но он всегда должен быть понятен читателю. Если он вдруг станет читателю непонятен, читатель просто закроет книгу, и на этом все закончится. [10]

http://pic.ipicture.ru/uploads/090313/24624/6zbAulf9zb.gif В начале романа на стену вешаются "ружья" - и чем дольше читатель знаком с ними, тем оглушительнее прозвучат их выстрелы. Сюжет же запускается "триггером" - событием, после которого течение прежней жизни героя делается невозможным. [2]

3.     Предмет описания легко и быстро разрешает проблему, поставленную в начале. 
(к резюме)


http://pic.ipicture.ru/uploads/090313/24624/6zbAulf9zb.gif Когда вы переходите к основному корпусу текста, сначала вам нужно установить «связующее звено» для плавного перехода от вступления к основной теме.
Разрешите объяснить.
Видите ли, вам нужно сменить темп, задать новый тон подачи ключевой информации, в которой нуждается ваш адресат, чтобы привести его к благоприятному решению.
Вы только что видели эту связь в действии. За ключевой фразой «разрешите объяснить» следует новый абзац, который начинается со слов «видите ли» и задает нужный тон подачи информации.
Фраза «разрешите объяснить» сообщает читателю следующее: «О'кей, я обозначил свой подход. Я завладел вашим вниманием. Теперь устройтесь поудобнее и раскройте свой разум. Приготовьтесь к приему новой информации, увлекательной и полезной для вас».
А слова «видите ли» открывают дверь, ведущую к этой информации.
[7]

http://pic.ipicture.ru/uploads/090313/24624/6zbAulf9zb.gif Каждая аргументация состоит из трех основных частей: утверждения, подтверждения и
объяснения. Эти части можно охарактеризовать следующим образом:
•  Утверждением является заявка о вашей точке зрения/аргументе.
•  Подкреплением является свидетельство, которое вы приводите для поддержки вашего утверждения.
•  Довод связывает утверждение и подтверждение. Довод может отдельно и не быть выделен, так как автор может считать, что он очевиден для читателя.

Целью введения абзацев является обозначение как логических, так и физических интервалов в тексте. По существу, они не только помогают вам организовать вашу аргументацию, но также помогают читателю легко понять каждую его часть. Хорошее деление на абзацы помогает читателям, которые бегло просматривают документ с целью получения общего о нем представления, что является обычной практикой больших и сложных публикаций.
В каждом абзаце обычно развивается один довод, обозначенный в тематическом предложении. Тематическим предложением является изложение точки зрения, которая доказывается в абзаце, то есть утверждением.
Следующим основным вопросом действенного введения абзацев является связность. На уровне абзаца это подразумевает установление четких связей между предложениями в абзаце. Общими приемами для установления такой связности являются:

•   повторение ключевых слов;
использование параллельных структур, то есть похожих конструкций фраз и предложений;
использование переходных фраз, как то: затем, далее, например, к тому же, также, однако. [14]

http://pic.ipicture.ru/uploads/090313/24624/6zbAulf9zb.gif  Какой размер должен иметь абзац? Ответ: оптимальный размер — это 2 или 3 строки. По мере дальнейшего изложения материала, вероятно, придется создавать более длинные абзацы. Но учтите, что в Web-среде даже одно предложение образует довольно большой абзац.
Представьте себе, что ширина строки ограничена, как в газетной колонке. В такой ситуации большинство созданных вами прежде строк окажутся длинными. Абзац величиной в 9 или более строк — это уже превышение нормы, и его нужно разбить на более мелкие абзацы.
Длинные абзацы читатель обычно прокручивает, не читая, независимо от того, где они встречаются — в электронных письмах, форумах или на Web-узле. [8]

http://pic.ipicture.ru/uploads/090313/24624/6zbAulf9zb.gif  Почаще делайте абзацы. Делайте их, когда меняется тема, когда требует ритм, и вообще чем чаще, тем лучше. [12]

http://pic.ipicture.ru/uploads/090313/24624/6zbAulf9zb.gif Чем читабельнее текст сообщения для целевой аудитории — тем больше потенциальных сторонников идеи сообщения.
Использовать повседневный язык своей аудитории. Чем меньше больших, длинных слов, тем лучше. Длинных слов должно быть не более чем одно из десяти. Использование верных существительных для обозначения предметов позволяет избежать прилагательных и наречий, загромождающих текст сообщения.
Короткие предложения обеспечивают изящество и скорость изложения смысла. Они помогают достичь ясности. Так, предложения длиной 8 слов и менее читаются очень легко. А предложения из 29 слов и более очень трудны для чтения.
Парад предложений примерно одинаковой длины — каждое из которых состоит из 10-15 слов, создает впечатление монотонности, однообразия и скуки. Наиболее удачным считается ритм, создаваемый предложениями: длинное, короткое, очень короткое, немного длиннее. При этом средняя длина предложения не должна превышать 20 слов. Еще лучше, если это будет 12-15 слов.
Не менее важно следить за длиной
абзацев — она тоже должна быть небольшой. Длинный абзац обескураживает читателя. Один из способов держать длину абзаца малой — это ограничить абзац тремя-четырьмя предложениями. [1]

http://pic.ipicture.ru/uploads/090313/24624/6zbAulf9zb.gif На Web-странице читатели могут видеть гораздо меньшую часть текста, чем на странице обычной книга, поэтому каждый абзац становится более заметным. Кроме того, посетители Web-узла часто предполагают, что текст на экране включает в себя какие-то подсказки о содержании каждого объекта. Поэтому посетитель ожидает, что каждый новый абзац посвящен чему-то новому. Делайте то, что ожидают от вас посетители, и представляйте в каждом новом абзаце новую точку зрения.
Каждый абзац (или ряд коротких абзацев) должен отвечать на какой-то один определенный вопрос пользователя. Представьте себе Web-страницу в виде каталога; как будто читатель задает какой-то вопрос, а Web-узел отвечает на каждый из них в отдельном абзаце.
Читатели хотели бы увидеть в каждом абзаце предложение, которое было бы логическим, аргументированным и разъяснительным центром, образно говоря, своего рода телеграммой с выражением основной идеи абзаца.
Чтобы закрепить высказанную в абзаце точку зрения, приводите в его предложениях ключевые слова, которые читатель логично мог бы связать с вашей основной идеей.
При переходе от одной мысли к другой размещайте известную информацию в начале предложения, а новые идеи, неожиданные повороты мысли и интересные новые факты — в конце предложения. Затем следующее предложение начните с изложения новой идеи. Создавая цепочку знакомых идей, автор прокладывает путь к новым идеям, помогает читателю перейти от хорошо известного к неизвестному.
Если вам действительно нужно изложить две идеи, то их лучше представить в отдельных абзацах. При беглом и хаотичном просмотре текста читатели склонны прочитывать начало абзаца и составлять мнение о высказанной в нем идее по первому предложению. На основании прочитанного они могут сделать скоропалительный вывод, например, что их эта идея не интересует, и проигнорируют остальную часть абзаца. Даже если читатель соблаговолит дочитать абзац до конца, он сможет и не уловить вторую идею, потому что уже сконцентрировал свое внимание на первой идее и игнорирует последующую. Последовательное изложение каждой отдельной идеи помогает быстро впитать предлагаемые аргументы.
Исследования процесса чтения печатного текста показали, что люди обычно понимают и запоминают те абзацы, которые начинаются с изложения основной мысли. Действительно, если пользователи прочитали основную идею абзаца и хотят дочитать его до конца, то при такой организации абзаца они, вероятно, лучше поймут его, чем в том случае, когда основная идея излагается где-то в середине абзаца. Представленная в начале основная мысль предлагает читателям стержень, на который они могут нанизывать все остальные вспомогательные сведения с заданной иерархией (основная идея сверху, а другие ниже).
[8]

http://pic.ipicture.ru/uploads/090313/24624/6zbAulf9zb.gif  Один из приемов вовлечения — абзац с увеличенным отступом. Выделяя ключевые абзацы с помощью увеличенного отступа, вы делаете две вещи. Вы привлекаете внимание к этим абзацам и разбиваете письмо таким образом, что оно становится более удобочитаемым. Другие приемы - шрифтовое выделение, а также вопросы с обратной связью: Это очень важно, не правда ли? [7]

http://pic.ipicture.ru/uploads/090313/24624/6zbAulf9zb.gif  При чтении с экрана контекст ограничен, титульная страница не видна, а предыдущие и последующие абзацы скрыты, как шорами. Это не дает ясного ощущения о текущем расположении в пространстве текста и усложняет перемещение по страницам.
В Web-среде слова не остаются навсегда в одном и том же месте, как на бумажной странице. При перемещении к следующей странице прежняя страница исчезает.  Писателю электронных текстов нужно иметь в виду, что теперь ему придется работать в  заоблачном мире "тающих" слов.

В Web-среде каждый фрагмент текста играет одновременно роль контента и интерфейса. На экране стабильнее всего слова в ярлыках, подсказках, кнопках и командах
. Несмотря на выразительность используемых средств, графический интерфейс пользователя чрезвычайно насыщен словами. Слова в элементах интерфейса стали ярлыками, более напоминающими знаки дорожного движения, чем заголовки статей и абзацев. Учтите, что даже если посетители замедляют темп для чтения текста с изложением сложных идей, трудных операций или многообещающих перспектив, они все равно находятся в среде, в которой слова размещены на кнопках. Большую часть времени при работе с компьютером ваша аудитория состоит в основном из пользователей, а не из читателей. [8]

http://pic.ipicture.ru/uploads/090313/24624/6zbAulf9zb.gif По возможности избегайте длинных фраз и слишком сложно-сочиненных предложений. Своя прелесть имеется в статьях, состоящих из кратких, "рубленых" фраз. [4]

http://pic.ipicture.ru/uploads/090313/24624/6zbAulf9zb.gif  Говорите прямо. Пользователи не доверяют всему, что выглядит как реклама. На экране лучше работает простой и прямой язык, а не цветистая или зазывающая маркетинговая проза. [8]

http://pic.ipicture.ru/uploads/090313/24624/6zbAulf9zb.gif  Избегайте использования рисунков в качестве символов для пунктов ненумерованного списка, пробелов и декорированных украшений. Если это действительно необходимо, то потратьте некоторое время на создание альтернативной текстовой версии для объяснения их смысла. [8]

http://pic.ipicture.ru/uploads/090313/24624/6zbAulf9zb.gif В основной текст письма нужно выстраивать связующие фразы, чтобы ваши идеи ожили в сознании читателя. Это ключевые понятия, выражающие идею текста, и обороты типа «ТАК ЧТО ВЫ...», «ДЛЯ ВАС ЭТО ЗНАЧИТ, ЧТО...», «НО САМОЕ ВАЖНОЕ...», «И НЕ ТОЛЬКО...», «НАСТОЯЩАЯ ВЫГОДА ДЛЯ ВАС ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В...», «БОЛЕЕ ТОГО...» [7]

http://pic.ipicture.ru/uploads/090313/24624/6zbAulf9zb.gif  Старайтесь концентрировать, а не рассеивать внимание посетителей. Определите вопросы, которые большинство посетителей считают наиболее интригующими и относящимися к области их интересов, а остальные вопросы поместите в отступлениях или приведите ссылки на вспомогательные Web-страницы. Поэтому:
• для развлечения - сразу же изложите основную мысль и только потом предоставьте доказательства, предпосылки и дополнительные мнения;
• для обучения - дайте сначала очень простые сведения, затем посложнее, наконец — самые сложные;
• для действия - соберите вместе только тот материал, который относится к выполнению какого-то одного действия, а все остальное удалите в другое место;

• для познания - излагайте каждую идею отдельно от другой, даже если она связана с остальными;
• для общения -  будьте терпимы и не отвлекайтесь на посторонние вопросы. Не спешите с изложением новых идей до тех пор, пока не потребуется вызвать эффект перезагрузки.
[8]

http://pic.ipicture.ru/uploads/090313/24624/6zbAulf9zb.gif Сложный синтаксис мешает пользователю выполнять основную задачу и создает дополнительную нагрузку для памяти.
Читатели способны легко воспринять идеи только последовательно, одну за другой, а не несколько сразу. Они могут запутаться, если подумают, что уже уловили суть, но внезапно столкнутся с новой мыслью. В таком случае им потребуется сохранить в памяти исходную идею и одновременно приступить к обдумыванию новой идеи, затем вспомнить основную идею, сравнить ее с новой, и все это лишь для понимания того, какое подлежащее с каким сказуемым связано. Поэтому не рекомендуется между подлежащим и сказуемым основного предложения вставлять подчиненные предложения.
Для устранения нежелательного влияния со стороны подчиненного предложения, которое располагается между подлежащим и сказуемым, применяйте следующие рекомендации.
• Удалите подчиненное предложение из сложносоставного предложения и представьте его в виде отдельного предложения. Учтите, что при этом подвергается риску острота подачи материала.
• Преобразуйте подчиненное предложение таким образом, чтобы в нем использовались союзы если или когда.
• Переместите подчиненное предложение в конец фразы, где читатели могут легко воспринять и понять его содержание, потому что оно не нарушает стройность основного предложения.
[8]

http://pic.ipicture.ru/uploads/090313/24624/6zbAulf9zb.gif В Web-среде читатели чувствуют себя неловко и стремятся избегать текстов с двусмысленным или непонятным содержанием.

Например, преобразование глаголов «предположить» и «определить» в существительные «предположение» и «определение» может показаться совершенно безобидным поступком. Но учтите, что при таком превращении действий в объекты текст становится запутанным и сложным для понимания. В подобном случае читатели с трудом смогут определить, что является объектом, а что субъектом действия, потому что такой текст будет полон объектов с несколько "размытыми" действиями.
Несомненное преимущество конструкций с отглагольными существительными — их краткость. Однако таким конструкциям присущ ряд недостатков.
• Неясность высказывания, связанная с тем, что отглагольные существительные, как правило, лишены значения времени, вида, залога. (Докладчик говорил о выполнении плана.)
• Искусственные образования, не принятые в литературном языке. (Вследствие неимения нужных деталей...)
• Нанизывание падежей. (В целях улучшения дела постановки распределения...)
• Расщепление сказуемого. (Произвести опечатание склада.)
• Канцелярский характер высказывания. (В романе дается широкий показ жизни.)
Стилистическая правка подобных конструкций достигается различного рода заменами.
• Придаточным предложением.
• Оборотом с союзом чтобы.
• Деепричастным оборотом.

В длинных цепочках имен существительных нет ничего забавного. Такие строки выгладят странно и двусмысленно. Использование длинных цепочек из имен существительных — это просто самоубийство. Цепочки из имен существительных только приводят в замешательство тех, кто не совсем хорошо понимает ход ваших мыслей.

В виртуальном мире следует в максимальной степени избегать использования местоимений, потому что в таком случае читателю неизбежно придется раздумывать о том, к какому существительному относится использованное местоимение. При наличии 2-3 возможных вариантов связи между 2-3 существительными и местоимением у посетителя начнет болеть голова и рука непроизвольно потянется к кнопке мыши, чтобы покинуть ваш Web-узел.
Сортировка созданных автором местоимений представляет для читателя дополнительную работу. Во избежание этого следует руководствоваться следующими принципами.
• Повторяйте имена существительные вместо использования местоимений. На первый взгляд повторение выглядит неуклюже и даже надоедливо. Но надоедливые повторы прекрасно выглядят в Internet, потому что Internet — это чрезвычайно функциональное место.
• Переместите местоимение как можно ближе к существительному, которое оно заменяет.
• Используйте местоимение только единообразно во всем предложении. Если в предложении три раза используется местоимение он, то такое местоимение должно относиться к одному и тому же объекту.
• Используйте только ссылки на явные объекты. Не ссылайтесь на целую тему с помощью местоимения это, заставляя читателя раздумывать над тем, с каким объектам оно связано, в результате чего может быть сделано неправильное умозаключение.

Чтобы прояснить смысл, пишите в действительном залоге. При чтении текста люди склонны представлять себе неких субъектов, которые выполняют какие-то действия, влияющие на объекты и других людей. Поэтому читатели более охотно воспринимают предложения, составленные на основе следующего шаблона.
Субъект (или агент) = Подлежащее Действие = Сказуемое
Объект = Прямое дополнение
Читатели считают достаточно ясной ту прозу, которая обладает следующими свойствами:
•  подлежащие содержат перечень всех действующих лиц;
• сказуемые перечисляют все основные действия, которые могут выполнять эти действующие лица.
Но использование страдательного залога ставит все с ног на голову. В таком предложении сказуемое обозначает процесс, направленный на субъект (агент), и создает пассивную конструкцию.
Действительный залог: Шахтеры добывают уголь. Страдательный залог; Уголь добывается шахтерами.
Некоторые читатели для понимания предложений, построенных с использованием страдательного залога, мысленно переводят их в активную форму. Например, двусмысленное предложение "Малина была полита горячим шоколадом поваром" придется мысленно перевести в более понятную форму "Повар полил малину горячим шоколадом".
В последнем варианте основной субъект (повар) стал подлежащим предложения, что соответствует ожиданиям читателя, а объект его действий (шоколад) стал дополнением. Кроме того, теперь сказуемое четко демонстрирует действия субъекта, а малина теперь уже не воспринимается как основной субъект.
Такой процесс перевода отнимает около 25% времени, необходимого для понимания предложения. Случайное использование страдательного залога не причинит особого вреда. Но систематическое его применение способно "усыпить" читателей.

Отрицания тормозят восприятие. Встречая отрицания, читатели, пытаясь понять их смысл, часто переводят их в утвердительную форму. Восприятие страдает, если читателю приходится логически "обращать" прочитанное; например, чтобы понять смысл фразы: "Переключатель не выключен", он преобразует ее: "Переключатель включен".

Выполните все необходимые преобразования заранее, чтобы их не пришлось делать читателям, например:
• вместо «немного» пишите «мало»;
• вместо «не такой же» пишите «другой»;
• вместо «недостаточно сильный» пишите «слабый»;
• вместо «не запомнил» пишите «забыл».
Одно отрицание — плохо, а два или три — просто ужасно
.
Избегайте использования комбинаций из слов
"нет", "не" или "никогда" с такими глаголами, как, например, "избегать, отрицать, сомневаться, исключать, отсутствовать, предотвращать или запрещать". Читателю в таком случае для интерпретации прочитанного придется представить отрицаемое действие, затем ему нужно будет понять способ его отрицания. Учтите также, что это наблюдение в равной степени относится к словам с неявным отрицательным смыслом: "кроме, однако, без, против" и т. д.
Полностью запутать читателя можно, применяя отрицания с глаголами страдательного залога и отглагольными существительными.
Например:
• Возвраты нельзя посылать, пока не будет отвергнут процесс отмены.
• Мы сожалеем, но вопросы частного характера не могут быть решены индивидуально, за исключением вопросов незащищенной передачи электронных сообщений.


Если вы говорите нет, объясните, почему
. Иногда требуется сказать "Нет!" для того, чтобы отвергнуть чье-то предложение, возразить на какое-то утверждение или показать, что вы не понимаете сказанного. После него рекомендуется привести положительное утверждение. Для положительного утверждения требуется больше воображения. Вместо высказывания "Не делайте опасных движений" придется представить себе, из чего состоят безопасные движения. Для этого нужно затратить гораздо больше усилий, чем просто укоризненно погрозить пальцем и сказать "Не попади в трудную ситуацию". Но если вы сможете ясно описать конкретные рекомендуемые действия, то этим повысите вероятность того, что пользователи последуют вашим советам. Люди хотят знать, что им нужно делать. Рассказывая о том, чего не следует делать, можно запутать читателей; кроме того, они могут начать делать то, что совсем не нужно делать.

Многие пользователи хотят, чтобы Web-страница помещалась на одном экране. Наиболее важная часть Web-узла находится в верхней части основной Web-страницы. Это единственная область, которую наверняка увидят посетители, поэтому ее нужно составить особенно тщательно. Избегайте необходимости прокрутки Web-страницы для просмотра ее содержимого.
[8]

http://pic.ipicture.ru/uploads/090313/24624/6zbAulf9zb.gif Конфликт - движущая сила романа, причем проблема, находящаяся в центре конфликта, задается непрямо: читателю дается понять, что тут что-то не то и не так, но что именно - сразу не говорится. И если эта проблема из разряда тех, что действительно интересуют читателя, он готов будет пойти за автором. Интерес подпитывает и повышение ставок в ходе изложения, когда проблема оказывается значительно более серьезной, чем представлялось в начале. [2]

http://pic.ipicture.ru/uploads/090313/24624/6zbAulf9zb.gif  Если на горизонте не намечается никаких конфликтов, читатель откладывает книгу в сторону. Конфликт — столкновение желаний персонажа с противодействием. Противодействие может исходить откуда угодно: со стороны природы, других персонажей... В каждом романе имеется «ключевой» конфликт и еще множество других. Самые разные конфликты, словно нити, пронизывают художественное произведение. Борьба с противодействиями проливает свет на персонаж, полностью раскрывает его. Читатель понимает, кто ваш герой. Конфликт разгорается, когда, во-первых, у персонажей разные цели, а, во-вторых, они испытывают острую необходимость этих целей достичь. Если ставки высоки и ни одна из сторон не уступает, имеются все предпосылки для создания высокохудожественного произведения. [10]

http://pic.ipicture.ru/uploads/090313/24624/6zbAulf9zb.gif Развитие литературы сопряжено с уменьшением доли описаний в объеме текста. В конце XIX века она составляла около трети, в 30-х годах ХХ века четверть, а уже в 60-х годах снизилась до 1/5. За счет чего же достигалась краткость? Сначала стали активнее использовать описательные прилагательные, затем их сменили оценочные прилагательные (описание было заменено впечатлением), а далее прилагательные были отброшены и им на смену пришли описательно емкие существительные и глаголы (вместо "тихо вошел" - "вкрался"; вместо "прекрасная дама, имеющая пышный вид и здоровый румянец" - "ядреная толстушка". [2]

http://pic.ipicture.ru/uploads/090313/24624/6zbAulf9zb.gif  Сведите к минимуму описание контекста. Не уподобляйтесь занудам, которые могут вечно рассказывать предысторию анекдота. Длительное описание контекста может утомить и отпугнуть людей еще до изложения основной идеи. [8]

4.     Рассчитывать на беглый просмотр и передавать смысл текста по треугольнику "заголовок-анонс-фотография".  (к резюме)

http://pic.ipicture.ru/uploads/090313/24624/6zbAulf9zb.gif Посетители Web-узлов стремятся начинать чтение только в самый последний момент, т. е. после обнаружения искомой информации. Они используют попутно появляющийся текст только для поиска пути к искомой информации, откладывая внимательное чтение напоследок. [8]

http://pic.ipicture.ru/uploads/090313/24624/6zbAulf9zb.gif 79% посетителей веб-страницы только просматривают ее, вычитывая отдельные слова и предложения. Другими словами, обычно люди охотятся за информацией и безжалостно игнорируют детали. Но, схватив добычу, пользователь может нырнуть и поглубже. Таким образом, содержанию Интернета нужно поддерживать оба аспекта доступа к информации. Есть несколько причин выборочного чтения:
1) читать с экрана компьютера утомительно для глаз, и скорость чтения примерно на 25 процентов ниже, чем при чтении с бумаги;
2) Web - это подвижная среда, где пользователи всегда куда-то движутся, что-то делают;
3) велика конкуренция, причем большинство страниц в Web не стоит и секунды внимания;
4) у людей просто нет времени на внимательное чтение. "Если мне уже с первых строчек что-то непонятно, я просто бросаю чтение".
[15]

http://pic.ipicture.ru/uploads/090313/24624/6zbAulf9zb.gif Как вывод, веб-страницы следует писать так, чтобы их было легко просматривать. Для этого используйте:
1. Заголовки. Текст заголовка должен быть самостоятельной порцией информации
, выражающей ключевую идею, вывод соответствующего раздела текста.
2. Микроконтент в подзаголовках и подписях к рисункам. Это сверхкраткое описание смысла в терминах, понятных для читателя.
3. Стиль перевернутой пирамиды. Традиционный стиль изложения от предпосылок к выводам не годится для Web. Чтобы успеть донести информацию, вывод нужно поместить в начало, после чего сообщается самая важная информация, и лишь в конце даются предпосылки. 
4. Сжатый и оптимизированный для просмотра текст, с шрифтовым выделением ключевых слов и маркированными списками.
[15]

http://pic.ipicture.ru/uploads/090313/24624/6zbAulf9zb.gif В аннотации содержится сжатый обзор документа, в то время как резюме представляет конспект всего документа.
Эта часть документа является первой попыткой широкого общения с
читателем (после названия и оглавления).  Аннотация направлена на привлечение интереса читателей через предоставление сжатого обзора главной темы и поднятых в докладе проблем.
(“Исследование завершается предоставлением…”).
Основной функцией резюме является удовлетворение запросов тех читателей, которые не будут читать весь документ, а также читателей, которые главным образом интересуются результатами исследования и предложенными рекомендациями. [14]

http://pic.ipicture.ru/uploads/090313/24624/6zbAulf9zb.gif Используйте 2-3 уровня заголовков. Разбейте статью на несколько фрагментов и создайте 2-3 уровня заголовков: главный заголовок, подзаголовки разделов и (по желанию) подзаголовки в рамках этих разделов. Этот подход позволяет читателю легко уловить основную идею и просмотреть структуру документа. Для самоконтроля внимательно изучите всю структуру созданных вами заголовков и подзаголовков отдельно от текста и убедитесь в том, что случайный посетитель сможет понять замысел и логику текста. [8]

http://pic.ipicture.ru/uploads/090313/24624/6zbAulf9zb.gif Выделяйте полужирным начертанием важные места. Выделение полужирным начертанием слов или фраз выпячивает их, поэтому даже при беглом просмотре текста они хорошо видны, в отличие от остального текста, который выглядит как серый размытый фон. Это как раз то, что нужно тем читателям, которые любят бегло просматривать содержимое Web-страницы! Они легко могут уловить ключевую точку зрения (конечно, если она выделена) без необходимости выполнения утомительной операции, которая называется чтением.
На экране компьютера наклонное начертание выглядит очень шероховатым и угловатым, подчеркивания смешиваются с теми частями символов, которые располагаются ниже строки (например, в буквах у и р). Символы в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ трудно читаются как на бумаге, так и на экране. Вывод: используйте полужирное начертание в качестве основного способа выделения важного текста.
При использовании цвета для выделения текста рекомендуется применять только один цвет, потому что читатели вряд ли сразу смогут понять смысловую нагрузку каждого цвета. Кроме того, сам по себе Web-текст, представленный в 3-4 цветах, выглядит весьма оригинально, но совершенно нечитабелен.
Однако не переусердствуйте с выделениями
. Избыточное применение полужирного начертания создает эффект двухтактного чтения, потому что глаза сначала замечают и выделяют полужирный текст, воспринимая остальной текст как фон, и лишь затем замечают и выделяют обычный текст. Если абзац содержит полдесятка выделений, то, возможно, было бы лучше представить этот текст в виде списка. [8]

http://pic.ipicture.ru/uploads/090313/24624/6zbAulf9zb.gif Нильсен рекомендует сокращать текст, составленный на бумаге и предлагаемый для представления на экране, как минимум на 50%.
Для сокращения текста прежде всего удалите следующие элементы:
• Вводные слова, которые включены в текст только для подчеркивания искренности, например, действительно или на самом деле.
• Слова, которые не прибавляют ничего нового к уже сказанному или известному читателю заранее.
• Необязательные подробности.
• Помпезные и официозные выражения (что могут понравиться только бюрократам).
[8]

http://pic.ipicture.ru/uploads/090313/24624/6zbAulf9zb.gif  Тексты часто не читаются полностью, выбирается самое ценное. [3]

http://pic.ipicture.ru/uploads/090313/24624/6zbAulf9zb.gif Рубрикации должно уделяться особое внимание, поскольку рубрики организуют чтение, предупреждая, о чем пойдет речь, или, по крайней мере, заставляя сделать паузу, чтобы осмыслить прочитанное и подготовиться к восприятию нового материала. Кроме того, они помогают быстро найти нужный материал, раскрывая строение текста. Простейшей рубрикой является абзац - композиционный прием, используемый для объединения ряда предложений, имеющих общий предмет изложения. Нужно стремиться, чтобы каждый абзац содержал самостоятельную мысль. Лучше всего, если по первой фразе абзаца уже будет видно, о чем идет речь. Обычно руководители, желающие получить представление о содержании работы, читают лишь первые фразы каждого абзаца.  [5]

http://pic.ipicture.ru/uploads/090313/24624/6zbAulf9zb.gif Написание успешных информационных сообщений использует известную в журналистике форму «перевернутой пирамиды». Эта форма означает, что все важные материалы новостей должны быть изложены в самом начале текста — в одной-двух первых фразах или абзацах. Остальная информация располагается далее в порядке снижения значимости.
Начало сообщения-новости — самый критический его элемент. Оно должно включать ответы на вопросы: что, кто, где, когда, почему и как произошло. Существует также форма, где в начале новости сообщаются какие-то специфические, необычные черты события, привлекающие внимание, и лишь затем излагается суть происшедшего. [1]

http://pic.ipicture.ru/uploads/090313/24624/6zbAulf9zb.gif Сайт — не книга. В подавляющем большинстве случаев посетитель приходит на сайт не читать. Его интересует информация, необходимая для достижения одной из следующих целей:  
• Получение сведений на интересующую тему.
• Выбор товара или услуги, находящихся в сфере вашей компетенции.
• Выбор места, где можно
получить интересующую его информацию.
Золотое правило "контентщика", выведенное после продолжительных проб и ошибок, гласит: посетитель на каждом своем шаге должен получать достаточно информации. Причем, лучше ее будет меньше (но у посетителя будет возможность щелкнуть на кнопке "Читать далее"), чем больше того, что реально необходимо. Современный пользователь Интернета, увы, не обладает ни временем, ни желанием для того, чтобы читать большие массивы текстов в поисках нужной ему информации. Широкий выбор посетителя развращает. Не добившись желаемого от одного сайта за минуту (вряд ли больше), он просто закрывает его и переходит к другому.
Cпециалист по контентной оптимизации должен организовывать текстовое наполнение страницы таким образом, чтобы посетитель сумел в течение нескольких секунд разобраться, что он тут увидит. Броские заголовки, маленькие, четко структурированные блоки с дальнейшим раскрытием на других страницах — вот самый типичный способ решения этой задачи. В общем случае внимание посетителя движется по странице таким образом.
• Выхватывание заголовков. Несколько заголовков, набранных броским шрифтом, раскрывают суть информационных блоков, расположенных на странице. Оценка должна занимать не больше 5-10 секунд. Есть что-то нужное, — пользователь знакомится с информацией, раскрытой ниже. Нет — переходит, ... кстати, не к другому сайту, а к другой странице этого ресурса. Удобство визуального поиска по страницам — располагает. Когда посетитель понимает, что его временем дорожат, он вполне способен задержаться на сайте и подольше в поисках необходимой ему информации.
• Чтение анонсов. Если заголовок посетителю понравился, то он может
задержаться на этом блочке чуть подольше. Наша задача — проанонсировать информацию, изложенную где-то дальше, так, чтобы посетитель при минимуме интеллектуальных усилий сумел сопоставить ее со своими ожиданиями. "То" — щелкаем на кнопке "Читать далее". "Не то" — ищем дальше. И пока анализ "то-не то" не требует от посетителя каких-то напряжений мысли, пока внимание его скользит по страницам гладко, он в нашей власти. [3]

http://pic.ipicture.ru/uploads/090313/24624/6zbAulf9zb.gif  Даже интернет-музей или фотогалерею, где картинка исполняет главную роль, можно сделать более популярным, если к изображению добавить подходящие слова. [3]
 

5.     Завершать текст отстройкой от конкурента, предостережением от возможных ошибок, полезным советом или заданием читателю.  (к резюме)

http://pic.ipicture.ru/uploads/090313/24624/6zbAulf9zb.gif Выводы завершают роль аналитического документа как инструмента принятия решения. Некоторые читатели в особенности интересуются предложенными в докладе рекомендациями и могут начать именно с рекомендаций, а затем прочитать весь оставшийся документ.
Выводы обычно начинают с синтеза наиболее важных результатов, вытекающих из предыдущих частей исследования. При написании этой части вам необходимо решить, какие основные результаты вашего исследования включать и насколько они будут подробными с тем, чтобы предложенные вами рекомендации логически из них вытекали.
• Набор рекомендаций очерчивает практические шаги, которые необходимо предпринять с
целью реализации обоснованных вами решений. Для того, чтобы убедить читателя в том, что предложенные вами рекомендации являются наилучшим средством решения проблемы, которая не упускается из виду на протяжении всего исследования, важно, чтобы рекомендации были четкими, практичными, убедительными, логичными и полными.  
• Иногда
авторы решают включить некоторые краткие заключительные замечания для завершения аргументации, построенной на протяжении всего документа. Такая составляющая часть также служит для побуждения читателей к некоторым заключительным размышлениям по поводу предмета документа. Общим подходом всех авторов при написании этой части является стремление завершить круг обсуждения предмета документа, то есть, вернуть центр обсуждения к более широкому контексту проблемы, который обычно открывает вступительную часть документа. Таким образом создается ощущение завершенности и целостности документа, а иллюстрация читателю более широкого влияния решения проблемы на общество поможет убедительно завершить аргументацию. [14]

http://pic.ipicture.ru/uploads/090313/24624/6zbAulf9zb.gif Диссертационная работа заканчивается заключительной частью, которая носит форму синтеза накопленной в основной части научной информации. Этот синтез — последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во введении. Именно здесь содержится так называемое "выводное" знание, которое является новым по отношению к исходному знанию. Именно оно выносится на обсуждение и оценку научной общественности в процессе публичной защиты диссертации. [5]

http://pic.ipicture.ru/uploads/090313/24624/6zbAulf9zb.gif Защищается не диссертация, а НАУЧНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, выдвигаемые к обсуждению на диссертационном совете.
- Кандидатская диссертация -
3-4 научных положения.
- Докторская диссертация -
5-6 научных положений.
Основные научные положения должны быть опубликованы в ведущих рецензируемых журналах и
изданиях. [6]

http://pic.ipicture.ru/uploads/090313/24624/6zbAulf9zb.gif Любой роман завершается драматическим разрешением конфликта, но подлинный финал всегда связан с пониманием того, что будет с персонажами. [2]

6.     Идейность текста (к резюме)

http://pic.ipicture.ru/uploads/090313/24624/6zbAulf9zb.gif  Накопление научных фактов в процессе исследования — всегда творческий процесс, в основе которого всегда лежит замысел ученого, его идея. Идея отличается от других форм мышления и научного знания тем, что в ней не только отражен объект изучения, но и содержится сознание цели, перспективы познания и практического преобразования действительности. Развитие идеи до стадии решения задачи обычно совершается как плановый процесс научного исследования. Весь ход научного исследования можно представить в виде следующей логической схемы:
    Обоснование актуальности выбранной темы.
    Постановка цели и конкретных задач исследования.
    Определение объекта и предмета исследования.
    Выбор метода (методики) проведения исследования.
    Описание процесса исследования.
    Обсуждение результатов исследования.
    Формулирование выводов и оценка полученных результатов. [5]

http://pic.ipicture.ru/uploads/090313/24624/6zbAulf9zb.gif Пользуйтесь мета-аналитическими подходами в своих работах, при осмыслении полученных данных и в ходе написания самих статей. Его цели позволяют исследователю четче структурировать как само исследование, так и написанную по его результатам статью или монографию. В самом общем виде мета-анализ сводится к действиям по следующему алгоритму:
    1) выделение проблемы или круга проблем;
    2) идентификация имеющейся информации по проблеме;
    3) выбор метода исследования;
    4) уточнение целей экспериментального исследования;
    5) прогноз результатов;
    6) проведение самого исследования;
    7) детализация и анализ полученных результатов;
    8) статистическая обработка данных, оценка достоверности результатов;
    9) сопоставление результатов с данными, полученными в аналогичных работах;
    10) дополнительные эксперименты (в случае необходимости);
    11) обобщенная интерпретация результатов (т.е. ответы на вопросы п. 1);
    12) обобщенная интерпретация изучаемой модели или системы;
    13) планирование и собственно проведение дальнейших исследований.
Следование данным этапам позволит авторам не только лучше понять собственные экспериментальные результаты, но и четче сформулировать научный труд, посвященный им. В целом, стоит придерживаться классических пропорций: интригующее вступление, краткое введение в проблему, изложение методики и пояснение гениальности методических приемов автора, скромные (или не очень) результаты, и не слишком большое, незанудное обсуждение.
[4]

http://pic.ipicture.ru/uploads/090313/24624/6zbAulf9zb.gif Пять типовых структур диссертаций:
Системно-проблемная: наиболее часто встречающаяся и детально разработанная. Включает фазы: критический анализ состояния проблемы, предлагаемые способы решения проблемы, проверка и подтверждение результатов исследования.
Теоретико-прикладная: решает задачу повышения качества и эффективности прикладной деятельности на основе творческого приложения теоретических положений. Содержит следующие части: теоретические основы, прикладные аспекты, практические рекомендации.
Программная: применяется в работах, содержащих научное обоснование проекта, программы, ориентированных на решение прикладной проблемы. Изложение проходит этапы: обоснование целей проекта, поиск путей реализации, обеспечение рационального использования ресурсов, достижение высокой эффективности.
Теоретико-методическая: ориентирована на создание и освоение методов и технологий. Изложение строится по цепочке: теория - методология - методика - технология.
Историческая: предметом исследования служит этапность развития событий или научных представлений.
[6]

http://pic.ipicture.ru/uploads/090313/24624/6zbAulf9zb.gif Строго последовательное изложение материала диссертации требует сравнительно много времени, так как пока ее автор не закончил полностью очередного раздела, он не может переходить к следующему. Но для обработки одного раздела требуется иногда перепробовать несколько вариантов, пока не найден лучший из них. В это время материал, почти не требующий черновой обработки, ожидает очереди и лежит без движения.
Целостный прием требует почти вдвое меньше времени на подготовку беловой рукописи, так как сначала пишется все произведение вчерне, как бы грубыми мазками, затем производится его обработка в частях и деталях, при этом вносятся дополнения и исправления. [
5]

http://pic.ipicture.ru/uploads/090313/24624/6zbAulf9zb.gif Говорить нечто определенное — это, безусловно, важнейшая составная часть хорошего изложения; ведь чем важнее идея, тем больше шансов на бессмертие у работы, даже если материал подан запутанно и организован плохо. И ценную идею не заменит множество посредственных - многие книги погублены желанием автора сказать слишком многое.
• Второй принцип хорошего изложения — обращаться к определенному слушателю. Решаясь что-либо написать, спросите себя, кому бы вы хотели это адресовать?
Я люблю представлять свою аудиторию не только в неопределенном общем плане (например, профессиональные топологи или студенты-второкурсники), но и очень конкретно, лично. Лучше всего расположить материал вашей работы вокруг центральных, решающих примеров и контрпримеров. Сердце математики состоит из конкретных примеров и конкретных проблем. Большие общие теории появляются обычно после обдумывания маленьких, но глубоких суждений; сами же суждения начинаются с проникновения в конкретные частные случаи.
• Пишите по спирали. Это означает, что главы пишутся и переписываются в следующем порядке: 1, 2, 1, 2, 3, 1, 2, 3, 4 и т.д. Скажем, вы полагаете, что вам уже известно, как писать главу 1; но после того, как вы это сделали и перешли к главе 2, вам стало ясно, что глава 2 могла бы быть лучше, если бы глава 1 была сделана иначе. Ничего не поделаешь — возвращайтесь назад, напишите ее по-другому, улучшите главу 2 и затем — с богом в главу 3. И, конечно, вы уже знаете, что произойдет дальше: глава 3 обнаружит слабость первой и второй глав; ничего не поделаешь — и т.д. и т.д. и т.д.
Единственный способ написать большую книгу — писать понемножку, но с неослабевающим упорством каждый день без исключения, без отпуска. Хороший способ сохранять производительность труда — заканчивать каждый день, заправившись горючим на завтра. С чего вы начнете завтра? Что будет в следующем параграфе? Поразительно, как эффективно удается перехитрить себя таким способом; техника подготовки достаточна для преодоления естественного человеческого отвращения к творческой работе. [11]

http://pic.ipicture.ru/uploads/090313/24624/6zbAulf9zb.gif Роман без идеи как лодка без весел. Идея — это: причина, по которой вы пишете, точка зрения, которую вам надо отстоять, смысл вашего романа, центр, ядро, сердце, душа произведения. Главный элемент силами причины и действия объединяется с дополнительными, единичными элементами. В результате объединения формируется новый элемент - идея драмы. Она является тем центром, от которого, подобно лучам, расходятся вторичные, независимые элементы. Сила действия этого механизма сродни процессу кристаллизации.
Как только вы осознаете сущность идеи, сразу станет ясно, почему в художественном произведении она может быть только одна. Идея — это вывод из довода. И в документальной, и в художественной литературе закон один: из одного довода может по­следовать только один вывод.
Объединяющий принцип может быть выражен формулами из сферы духовного, т. е. например: Гордость + Любовь = Счастье. Многим начинающим авторам такие формулы очень пригодились.

Объединяющий принцип может быть выражен суждением - коротким логичным утверждением (силлогизмом), доказываемым на протяжении всего действия пьесы.
Идея произведения — это констатация того, что произойдет с героями в результате ключевого конфликта.
Идея — это вывод, путь к которому прокладывается с помощью доводов. Каждый стоящий, хороший довод оказывает значительное влияние на убедительность вывода. Если вы пишете документальную книгу, посвященную некоему спорному вопросу, вы формируете обычную цепочку доводов. По сути дела, вся ваша книга будет состоять из доводов. Вам придется доказать некую идею, эта идея и будет выводом.
[10]

http://pic.ipicture.ru/uploads/090313/24624/6zbAulf9zb.gif Идея вынуждает строго придерживаться темы. Селекция — отбор того, что войдет в роман, а что нет — важная часть работы писателя. Если автор выкинул из романа все персонажи, сцены и диалоги, без которых роман может обойтись, значит, он провел хорошую селекцию. Если автор провел хорошую селекцию, его роман назовут «сжатым», если плохую — «раздутым».
Допустим, вы удовлетворены — в вашем рассказе есть идея. Но просто доказать идею недостаточно. Ее нужно доказать экономно. Аристотель пишет: «Части событий должны быть соединены таким образом, чтобы при перестановке или пропуске какой-нибудь части изменялось и потрясалось целое. Ведь то, что своим присутствием или отсутствием ничего не объясняет, не составляет никакой части целого». Другими словами, если некая часть повествования не играет роли в доказательстве идеи, эту часть можно спокойно выкинуть.
Эгри называет идею произведения «тираном». Как только сформулирована идея, каждая сцена, реплика, предложение, слово должны вносить вклад в ее доказательство. «А исключения есть?» — спросите вы. Правила создания драматического произведения уместнее назвать принципами. Принципы можно нарушить, если это под силу автору. Так поступил Мелвилл, создав «Моби Дика» — роман, повествующий отнюдь не только о китобойном промысле. Хотите нарушить правила — попробуйте, но помните, вы действуете на свой страх и риск. На каждую удачу в этом деле приходится тысяча провалов. Подавляющее большинство романов, которые не удалось продать издательствам, не имели идеи. Зато во всех романах, имевших успех, идея присутствовала!
[10]

http://pic.ipicture.ru/uploads/090313/24624/6zbAulf9zb.gif Тигель является самым важным из элементов органической структуры художественного произведения. Пусть в вашем воображении тигель будет некой емкостью, в которой, по мере того как накаляется обстановка, содержатся персонажи. Тигель не даст им убежать, а конфликту угаснуть. Персонажи остаются в тигле, если желание участвовать в конфликте сильнее стремления его избежать. Если читатели спрашивают: «Может, рыцарю лучше махнуть рукой на дракона и принцессу? Пусть едет домой» — значит, персонажи «сбежали» из тигля. [10]

7.     Кульминация (к резюме)

http://pic.ipicture.ru/uploads/090313/24624/6zbAulf9zb.gif Как и в анекдоте, в художественном произведении ключ ко всему — кульминационный момент. Хотите потрясти читателя кульминацией-развязкой? В таком случае просто доказательства идеи произведения недостаточно. Потребуется кое-что еще. Во-первых, найдите какой-нибудь неожиданный ход. Во-вторых, играйте на чувствах. В-третьих, пусть свершится художественная справедливость. (Художественная справедливость — это наказание, соответствующее тяжести преступления, или награда, по достоинству оценивающая добродетель. Длань, творящая художественную справедливость, не должна быть явной.) В-четвертых, найдите новые черты характера у персонажей. (Будет неплохо, если в момент кульминации у персонажей проявятся новые черты характера. «Ух ты, — скажут читатели, — Джо-трусишка наконец набрался храбрости. Вот молодец!» Если концовка обрадует читателя, кульминация удалась.) В-пятых, благодаря кульминации-развязке произведение должно восприниматься как единое целое. [10]

http://pic.ipicture.ru/uploads/090313/24624/6zbAulf9zb.gif "Последний аккорд" должен быть написан особенно тщательно и представлять собой, как говорил один известный ученый, "плевок в вечность". Чтобы благодаря этому статья ваша запомнилась читателю на всю жизнь. [4]

Советы и мнения собрал
Юлий Феодоритов
mailto:feod@narod.ru

 

 Источники   

Теории, концепции, прогнозы

Феномены Сети и компьютинга

На главную

Рейтинг@Mail.ru

Сайт создан в системе uCoz