Зареалье: феномены Сети и технологии работы с ними
Цикл # IQ     Выпуск 16

Обучающие среды

Все мы учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь...

Привет, коллеги-школяры! Вы будете смеяться, но на последний вопрос об отношении к учебе 76,3% ответивших выбрали вариант горячего энтузиазма!! А тоску зеленую не выбрал никто!!! Это потрясло меня настолько, что я забросил все остальные дела и срочно занялся этим выпуском, чтобы успеть в гребень волны...

Итак...

Уважаемым подписчикам хорошо известно, что знания во всех областях быстро обновляются и всем профессионалам, а не только ученым, приходится постоянно учиться.

В начале прошлого века обновление знаний происходило каждые 20-30 лет и общество, в лице одного поколения, не так остро чувствовало недостаток свежих знаний, сохраняя консервативную систему образования. Сегодня же знания на планете обновляются на 15% в год, т.е. каждые 6 лет.

В науке того пуще. Во всех странах мира издается примерно 28 тысяч научных журналов. Никакой ученый не в состоянии просто пролистать все издания по своей теме. В прорывных отраслях науки и технологий знания обновляются за год. А в среднем темп обновления научного знания - 2-2,5 года. Теперь ни один солидный журнал не примет научную статью, если в ней даются ссылки на работы более чем 3-летней давности. Лучшие журналы имеют коэффициент Half-life - время, на которое приходится половина всех ссылок - менее 1 года!

Это, так сказать, динамический аспект в отдельно взятых областях. Но добавим к нему ещё и дробящуюся мозаичность мира знаний. Появляется всё больше сложных технических устройств, компьютерных программ, специальных сфер и сред, в работу с которыми вовлекается каждый человек. И чтобы не наломать там дров и самому не попасть в ЧП, приходится учиться, учиться и учиться.

Нельзя не упомянуть и необъятный мир развлечений, который затягивает зрителей, слушателей и игроков в информационные водовороты, - ведь игры и игрушки предполагают подготовку играющих; фанаты музыкальных стилей собирают коллекции и досье на своих кумиров и т.п. Если ЭТО не обучение, то солнце восходит на западе...

Чтобы облегчить участь вечных учеников, интерфейс современной техники устроен так, что пользователи могут обучаться в ходе работы. То же можно сказать и об интерфейсе компьютерных программ и сайтов - он учит, как действовать и даже внушает - куда идти, на какие кнопочки и гиперссылки щелкать мышкой, чтобы достичь заявленных авторами целей. Индикаторы оснащены надписями, элементы управления - инструкциями, всплывающими подсказками и гипертекстовыми справками.

Естественно предположить, что на этом прогресс не остановится и обучающие среды, ныне представленные преимущественно в специальных учебных программах, распространятся повсеместно.

Как же устроены обучающие среды? Кто лидирует в мире учебных программ? Об этом настоящий выпуск.

1. Программы базовых знаний

Во всякой области знаний есть некоторый базовый уровень, ядро, позволяющее осваивать все остальные разделы этой области. В формализованных областях это базовые понятия и правила вывода. В других - ключевые термины, основополагающие факты и идеи.

Чтобы успешно и быстро войти в данную область, ранее вам совсем не знакомую, нужно четко выучить (если хотите, зазубрить) знания базового уровня. И не имеет значения, как давно вы расстались со школьной партой или студенческой скамьей, - чтобы не терять попусту время и силы, нужно собраться, представить себя школяром и заучить азы.

Если окинуть взором многообразие "школярских" обучающих программ, то их просто море. В каждом вузе, на каждой кафедре, имеющей компьютер, такие программы создаются, и бедные студенты с ними мучаются. Но начнем повышать планку: программа должна быть универсальна для всех областей знаний - от моря остались редкие острова; программа должна быть не только эффективна (здесь мы доверяем педагогическому мастерству авторов), но и проста, - остались считанные единицы; наконец, к программе должны быть созданы десятки, а то и сотни обучающих курсов, доступных на рынке или в Интернете - стоп! Кажется, ничего нет.

Впрочем, после долгих поисков все же удалось отыскать одну (1! - и это при отчаянной нехватке необходимых знаний у населения - мир меняется так быстро, что необходимо постоянно переучиваться) программу, подходящую под перечисленные критерии. Это разработанная в Башкирском госуниверситете система "Магистр" - универсальная обучающая среда, для которой уже разработано более двух сотен учебных курсов.

Web-сайт: http://www.magistr.magarif.ru/promagistr.htm

Условия распространения: Freeware (программа и 3 урока к ней), остальные курсы распространяются через Интернет по согласованию с производителем.

Характеризуя программу "Магистр" прежде всего стоит отметить ее строгое, даже спартанское оформление и неумолимую силу, с которой она (наподобие школьной розги из времен Тома Сойера) впечатывает знания вам в мозг. Если вы хорошо сосредоточитесь на обучении (а контрольные вопросы в каждом разделе из нескольких квантов информации мгновенно отбрасывают рассеянных к началу цикла), то за 15-20 минут очередная база знаний прочно поселится в вашем уме - будь то "Лирика Маяковского", "Неопределенный интеграл", "Методы термодинамики" или "Поиск информации в Интернете".

Авторам программы удалось с помощью, на первый взгляд, простых и очевидных - но в сочетании довольно действенных приемов - добиться быстрого и эффективного усвоения базовых знаний. Знакомство с несколькими курсами "Магистра" выявило такие их особенности: точность формулировок, квантование учебного материала, цветовая анимация таблиц и схем (обычно плохо усваиваемых при чтении учебника), хитрые контрольные вопросы для выхода из циклического раздела, эмоциональная поддержка правильных ответов, итоговая контрольная работа по завершении курса с проставлением оценки.

2. Программы-путешествия

Еще года два назад мультимедийные обучающие программы и базы знаний были большой редкостью. Но за последнее время в этой области произошла настоящая революция. К примеру, таких CD-дисков по компьютерам, психологии и экономике в домашних библиотеках у многих собирателей насчитывается свыше 50, а если оценить количество подобных дисков по всем областям знаний, то их будет многие сотни, причем лавина мультимедийных изданий все нарастает: библиотеки, собрания сочинений, словари, энциклопедии, обучающие видеокурсы, бизнес-тренинги и т.д. и т.п. Каждый из этих дисков заслуживает отдельного описания ничуть не меньше, чем какая-нибудь игра.

Не пытаясь "объять необъятное", можно отметить некоторые наиболее заметные серии:

* "Практические курсы по информационным технологиям" от фирмы "Кирилл и Мефодий" ( www.km.ru ) - диски по обучению работе с Windows, офисными и графическими программами. В частности, "Практический курс Front Page 2000".

* "Классика" ( www.iddk.ru ) - произведения деятелей мировой культуры и портреты исторических эпох. Например, диск "Троцкий и Ленин. История русской революции".

* Библиотека в кармане ( www.triada-web.ru ) - "Большая библиотека на 2 CD-дисках" и др.

* Познавательная энциклопедия ( www.cdboom.com ) - "Альманах непознанного" и другие издания.

Большие обучающие видео-курсы рассчитаны на многодневные занятия и обычно представляют собой аудиозапись лекций с попутным показом иллюстраций. Эти лекции разбиты по разделам, так что ими можно пользоваться как справочником.

Базы знаний организованы как гипертексты, иногда с возможностью поиска по ключевым словам.

Эти издания, безусловно, полезны, но по эффективности обучения заметно уступают, например, "Магистру". Недостаток (обратная сторона достоинства) их в том, что информации слишком много, она не квантована, а в видеокурсах весьма неприятным обстоятельством является жесткая структура подачи материала - программа вас тащит по уроку, не давая возможности выбрать важное и сосредоточиться на нем. При этом вы переживаете ощущения "руссо туристо" в незабвенные советские времена, воспетые в "Бриллиантовой руке": вас тащат по заданному маршруту удовольствий, а за шаг в сторону полагается суровое внушение.

Причиной подобного произвола является то, что создатели этих курсов пренебрегают механизмами фильтрации. Между тем, многие опытные читатели, обладающие необходимой базой знаний, при чтении заранее отсеивают все, не относящееся к цели обучения (учить одновременно азам и тонкостям нельзя - слишком громоздким и мучительным будет процесс усвоения знаний). 

3. Программы избирательного восприятия знаний

Возьмем, к примеру, профессора, знакомящегося с новой научной статьей. Он НИКОГДА не читает ее сразу подряд, следя за извивами авторского красноречия. Обычно берутся поочередно заголовок, аннотация и сразу - выводы статьи. Только потом принимается решение о том, что из статьи нужно выбрать для более внимательного изучения.

Другими словами, опытные читатели руководствуются своим лоцманом, выбирают свой, экономный путь по пространству текста, а не следуют слепо за логикой автора. Можно предположить, что когда-то появятся программы, в которых будут собраны типовые смысловые конструкции текстов и по этим картам будут проложены маршруты следования, опять же, по типовым читательским целям. Во всяком случае, развитие гипертекста и гипермедиа идет именно в этом направлении. Но пока таких программ при самом тщательном поиске обнаружить не удалось.

Хотя, как и в случае с пробуждением интереса, простейшие машины выборочного накопления знаний уважаемые читатели могут изготовить сами.

Для этого можно воспользоваться режимом электронного документа в программе Word (Меню: Вид / Структура). Через систему заголовков вы сначала задаете план вашего конспекта (выражающий цель обучения), а потом наполняете его материалом из изучаемой книги, как бы выбирая изюм из огромной раскинувшейся перед вами булки. По окончании этой выборки, перейдя в "обычный" вид документа, вы получите цельный документ для распечатки или дальнейшей работы. Если же вернуться к виду "структура", то у вас под рукой всегда будет гипертекстовый справочник по изученному материалу.

Подобные смысловые каркасы или фреймы полезно составить и для регулярно изучаемых вами источников, чтобы выявить шаблоны, по которым авторы и редакторы организуют свои материалы. Это облегчит вам использование выборочного метода чтения.

Естественно возникает вопрос: а насколько полезно пользоваться шаблонами при составлении конспектов и написании текстов? Для ответа на него достаточно сослаться на один факт, неоднократно описанный в методической литературе: переход от последовательного (от введения к заключению) к параллельному (сразу все разделы) написанию диссертации экономит силы и время в 2 (!) раза.

* * *

Уважаемые подписчики, следующий выпуск подытожит цикл "IQ", и в нем мы посмотрим по карте, какие УИ были описаны, а какие нет.

Можно сказать ещё много интересного об усилителях интеллекта. Но это только одна из областей компьютерного Зареалья. Когда-нибудь мы снова вернемся к ней, теперь же нас ждет путешествие в не менее заманчивую область - гипермедиа.

* * *

Чтобы не перегружать выпуск, справочный аппарат обучающих сред вынесен в отдельное приложение. В нем вы можете узнать о влиянии эмоций на обучение, принципах построения ИОС и многом другом. Кому интересно - милости просим сюда: u16a_.htm

До новых встреч!
Юлий Феодоритов
mailto:feod@narod.ru

 Источники   

Теории, концепции, прогнозы

Феномены Сети и компьютинга

На главную

Рейтинг@Mail.ru

Сайт создан в системе uCoz