Зареалье: феномены Сети и технологии
работы с ними
Цикл # Гипермедиа Опыт 22-4
Жизнь на крючке
Аннотация. Этот Опыт будет посвящен ловушкам Сети - мошенничествам, пирамидам и сектам. Попав в такую ловушку, несчастная жертва начинает вести себя, как рыба, проглотившая наживку с крючком внутри. Уловки зомбирования и психология сетевых зомби - тема довольно неприятная, но обойти ее нельзя. Это диктуется и требованиями личной безопасности, и необходимостью выработки линии поведения по отношению к толпам и организациям зомби (частично этой темы мы касались в выпуске 3, посвященном сетевым бандам).
Сомнительное счастье духовного рабства-служения-растворения в Мы
Уважаемые друзья! К этой теме мы перешли после рассмотрения общих вопросов гипермедиа веб-серфинга в выпуске 22. Согласно изложенной там классификации сюжетов-судеб, речь пойдет о жизни веб-серферов, построенной на вере. Это:
служение некой идее или существу,
толкование и проповедование священных истин (герменевтика вместо логики),
организация действий как мистерий.
А если обратиться к обратной, негативной стороне, то это же самое предстает как:
борьба с ересями и диссидентами,
диспуты с сомневающимися,
оргии уничтожения зла.
Зомби - это слово, несущее крайне негативный смысл. Я буду стараться его избегать и заменять словом "адепты", т.е. приверженцы определенной веры. Хотя эта приверженность нередко затягивает человека настолько, что с ним уже невозможно общаться как с разумным существом. Логичные и основанные на фактах доводы скользят по поверхности его сознания, поведение его непредсказуемо, поскольку полностью зависит от установок высшего существа, которому он служит, - данные им обещания и согласованные с ним планы легко отменяются, если того пожелает его сюзерен. Фактически, здесь мы имеем дело не с человеком, с которым можно о чем-то договориться, а с роботом некоего иного существа. Хорошо, если удастся через посредство этого робота-зомби вступить в контакт с его хозяином, но зачастую этот хозяин спрятан и недоступен, а зомби пытается создать видимость своей суверенности.
Теперь представьте, что вы попали в среду, где во множестве обитают такие вот псевдо-суверенные адепты, охваченные множеством различных маний: компомания, интернетомания, чатомания и т.п. Представили? Вот в этом феномене Сети мы здесь и постараемся разобраться.
Природа фанатичности или одержимости кроется в зацикленности самообраза человека (или его фрейле, о которой говорилось в предыдущем выпуске). Эту зацикленность можно представить вот такой картинкой:
Чувствуете, как она затягивает внутрь? Вот так и адепт затягивает себя в восторженное служение сверхсуществу. При этом логика его и здравый смысл перемалываются, как мясо в мясорубке, и в итоге от суверенности не остается и следа.
Заметим, что здесь нет никакой психопатологии. Все эволюционно целесообразно. Ведь люди - это стадные животные по происхождению, а стадо должно подчиняться вожаку всецело - до такой степени, что даже жертвовать отдельными особями для общего выживания. При этом инстинкт самосохранения необходимо перемолоть, чтобы он не помешал отдельной особи действовать в интересах стада.
Другое дело, когда социальная группа возникла на началах, никоим образом не напоминающих условия выживания вида в биоценозе (условия возникновения стада). Может получиться так, что члены этой группы зазомбируют друг друга так, что уподобятся слепцам, цепляющимся друг за друга, как на картине Питера Брейгеля-старшего (1568 г.):
Человеческая история переполнена примерами таких коллективных сумасшествий, что же до сетевой жизни, то мы ранее уже разбирали феномены виртуальных банд и сетевых войн. Как вы помните, там рассматривался пример, когда несколько пользователей объединились в попытке уничтожить группу Intellect в ньюсах (форумах) одной из районных сетей Москвы. При этом агрессоры определенно оценивали свои действия как оргию уничтожения зла в этой Сети, хотя на самом деле были одержимы манией ксенофобии.
Чтобы разложить по полочкам феномен сетевой одержимости (или, как еще говорят, сетевых наваждений и мошенничеств, интернет-аддикции), нам нужно понять три темы:
Как устроен психический механизм веры.
Как этот механизм взламывают люди-манипуляторы (своего рода хакеры).
Как в этот механизм проникают идеи-манипуляторы (психические вирусы).
Психический механизм веры
В раскрытии этой темы нам помогут Владимир Гужов, собравший материалы по зомбированию на сайте http://creator.akamai.ru/zomby/index.shtml, и Владимир Лефевр с его теорией саморефлексивных процессов (http://www.ckp.ru/biblio/l/conflict.zip и http://www.reflexion.ru/Library/Journal_2001_1_rus.zip).
Человек на все смотрит как бы через полупрозрачное зеркало, в котором прежде всего видит свое отражение, и 'внешнее' соотносит не с самим собой, а со своим отражением. То же самое происходит и при 'взгляде на себя' - человека интересует не что он есть, а то как он выглядит. Почувствуйте разницу позиций:
что чувствует (сам) / как себя чувствует (по отношению к норме или референтной группе),
что делает (сам) / как дело выглядит (для окружающих).
Получается, что себя человек воспринимает как отражение в глазах окружающих, а окружающих видит через сопоставление с собой, т.е. отраженными в зеркале представлений о самом себе. Вот этот феномен удвоенной опосредованности восприятия и называется саморефлексией.
В психологии людей делят на экстравертов и интравертов - первые больше ориентированы на одобрение окружающих, а вторые - на собственное самоуважение. Но саморефлексивное самоподкрепление и фиксация присутствуют и у первых, и у вторых. Просто оценивающий центр размещен по-разному - на вышеупомянутом полупрозрачном зеркале он у интравертов совмещен с образом Я, а у экстравертов - с образом значимого субъекта из окружения (референтной группой), которому Я хочет подражать или служить.
Нетрудно заметить, что в саморефлексии заложена возможность многократного отражения. Это как два зеркала поставить лицом друг к другу: Я в мире, образ моего Я в мире образов (1-й слой), образ образа Я в мире вторичных образов (2-й слой)... Возникает вопрос: сколько же слоев таких отражений человек в состоянии сгенерировать и использовать?
Полноценно, увы, только один слой. Но большинством людей освоены три слоя - и мы способны перемещаться по мере надобности между этими слоями, оставляя неактивную пару на периферии сознания. Эти слои мы уже рассматривали в предыдущих выпусках:
Триада "оценка-информация-исполнение", повидимому, представляет собой универсальный феномен организации психических процессов. Его можно увидеть и трансактном анализе общения Э.Берна (Родитель-Взрослый-Ребенок), и в знаменитом треугольнике Фреге (объект-смысл-знак), и в трехчастной структуре времени (прошлое-настоящее-будущее), и в универсальном цикле новаций "разморозить-изменить-заморозить", и в треугольнике АРК Хаббарда (аффинити-реальность-коммуникация), и в гениальных триадах Гегеля (тезис-антитезис-синтез, цель-средство-результат) и Канта (истина-добро-красота), и даже в божественной троичности Отца, Сына и Святого Духа.
Идея троичности как ключа к решению многих проблем не нова и привлекла внимание многих авторов. Поиск в Рунете вывел на работы А.Степанова, В.Рогожина, И.Мирошника и Е.Гаврилина, А.Баркова, учение Г.Сковороды о трех мирах... и даже Академию тринитаризма. Но авторы этих работ, как мне представляется, проходят мимо одного фундаментального явления, которое могло бы существенно упростить их построения.
Суть этого явления - в троичной структуре систем с обратной связью. Действительно, если представить себе такую систему, то в ней четко выделяются три типа процессов: основной рабочий (от причины к следствию), информационный (от следствия/результата к причине/входу системы) и оценочный (сравнение следствия с исходной установкой и формирование новой причины). В мышлении и психике человека обратные связи присутствуют на всех уровнях и во всех аспектах - потому везде и наблюдается соответствующая троичность процессов.
Напомню некоторые положения виртуальной психологии из выпуска 18:
Каждый из нас обладает телом, которое мы кормим, чистим, упражняем и украшаем как ценнейшее свое достояние. Жизнь тела удвоена в его самообразе - виртуальной реальности, задающей норму функционирования организма. Эта норма очень часто искажена стрессами: раздражение или страх вызывают мышечные зажимы (из-за чего мы не можем пройти по достаточно широкой балке над пропастью, хотя легко проходим по ней, когда она лежит на земле). Еще сильнее самообраз искажается хроническими болезнями - именно эти искажения вызывают рецидивы болезни после, казалось бы, успешного курса лечения (далее там приводился пример аретеи, которая обеспечила замену патологического самообраза тела здоровым, взятым из воспоминаний молодости).
В этом примере Н.Носова самообраз действует в системе телесной саморегуляции. Только уважаемый Николай Александрович упомянул 2 из 3 составных частей системы с обратной связью. В его примере врач действовал напрямую на самообраз, вызывая к жизни его более ранние копии. Но есть еще мышление тела - информационные процессы, текущие в нем. И тот же результат можно было получить, перестраивая мышление тела, например, гимнастикой У-шу.
В виртуальной психологии Носова дается панорама смены психических реальностей в ходе взросления психики ребенка: к 3 годам тот осваивает реальность тела и та спускается на автоматический, обычно неосознаваемый уровень. Затем проходят фазы критических превращений в районах 7, 13, 16, 22 и 33 лет, в которых на автоматический уровень поочередно спускаются освоенные реальности психики, личности, самосознания, социальных ролей, духовной миссии. По достижении этого уровня духовной миссии (что бывает довольно редко), человек уже сам выбирает, как ему развиваться дальше. Логика же этого развития такова: исходным является поддержание гомеостаза тела (генерация целей и обратная связь для их достижения), затем надстраивается образная системность, затем абстрактно-языковая, затем рефлексивная (творчество, экспансия самости), затем культурная (включение в надсознание) и наконец, трансцендентная (системность высших ценностей). В итоге где-то к 33 годам психика гармонично развитого человека напоминает матрешку вложенных способностей-автоматизмов, а точнее говоря, ансамбль, в котором поодиночке или вместе звучат голоса прагматика, художника-музыканта, читателя-писателя, психолога, авантюриста-путешественника или гражданина-работника, философа-верующего.
И чей бы голос ни звучал - везде есть обратная связь, везде есть три взаимодополнительных типа мышления - и везде есть возможность повлиять на оценочные установки, т.е. на то, во что человек верит.
Перемещение центра активности сознания между этими слоями, тройственными ипостасями в них - и соответствующая смена типов мышления - в ряде духовных практик обозначается как смещение "точки сборки" психики. Точки сборки всех членов сообщества синхронизируются посредством воспитания, социального программирования, что даёт их обладателям более-менее одинаковое восприятие привычного и знакомого каждому с детства мира. Сумасшествие - случайное и неуправляемое смещение точки сборки. Как говорил дон Хуан, сумасшедшие творят хаос из хаоса; маг, в отличие от сумасшедшего, управляет смещением точки сборки и открывает новые миры.
Психический хакинг
Суть ментального хакинга в том, чтобы вышибить сознание жертвы в слой "Ребенок", а остальные два слоя его сознания поставить под свой контроль. Тогда человек превращается в исполнителя чужой воли и, заметим, при этом продолжает ощущать себя свободным - как ребенок он свободно радуется счастью быть в услужении какого-нибудь "отца народов", свободно негодует и громит собачьи головы "врагов народа" и т.п.
Базовые приемы такого хакинга известны испокон веков: кнут и пряник. Иными словами, человека либо запугивают, либо сажают на крючок милостей и страха их лишиться, либо и то, и другое одновременно.
В предыдущем выпуске уже говорилось о способах противодействия таким посягательствам на ваш суверенитет со стороны манипуляторов-маятников, поэтому я не буду повторяться. Напомню лишь ключевые слова этих методов: отстранение, мягкий уход, парадоксальное гашение.
Психические вирусы
Действие психических вирусов гораздо тоньше и хитрее хакинга. Ведь здесь идеи действуют как бы сами по себе, без прямого участия инициатора воздействия. Возникая вначале в сознании жертвы как незначительное очередное впечатление, они затем приобретают колоссальную силу. Чтобы понять механизм их действия, необходимо исследовать механизмы самоподкрепления, или чувства собственной важности (ЧСВ), по Гужову.
Созданный человеком образ себя требует постоянного подтверждения идеи, что он не 'образ' какой-то там, не 'представление о себе', а самая что ни на есть 'моя сущность', причем сущность, удовлетворяющая желаемым качествам, к тому же еще и уникальная, а посему очень важная и ценная. В общем-то ЧСВ это опертый на инстинкты самосохранения и принадлежности к социуму слепок с общелюдского антропоцентризма - приятие постулата о Собственной Важности, и постоянное доказывание этой важности себе и другим. Также, как антропоцентризм в человеческой деятельности хорошо замаскирован, так и ЧСВ становится неотъемлемой чертой человека, действующей подобно самостоятельному механизму, работа которого практически полностью скрыта от человеческого сознания. Всякий раз, когда отдается очередная порция силы на укрепление ЧСВ, человек искренне считает, что вовсе не ради себя любимого он постарался. Перевел старушку через дорогу - вроде бы думает, что помог старушке, а в действительности подтвердил своему ЧСВ идею, что он добрый и заботливый: Повальная часть человеческих действий оказывается мотивированной лишь одним - подкреплением идеи о Собственной Важности, Нужности, Полезности и Хорошести. Даже в случае проделывания действий, диктуемых 'вредностью' и считающихся 'плохими' - в этом случае он подкрепляет свою идею о Собственной Вредности, таки снова же Собственной Важности.
ЧСВ - вещь мощная: но есть у нее одна слабая сторона - эта Собственная Важность находит свое подтверждение лишь в социальном окружении, ибо только оно способно изобразить 'реальные доказательства' важности. Без социального окружения механизм ЧСВ не может эффективно работать, что было замечено, почему и практиковалось отшельничество, схима, уходы в пустынь:
Между тем, в ряде случаев отсутствующее социальное окружение
может быть заменено - воображением или искусственной средой, хоть бы той же
Сетью. Эта замена всегда основывается на системе представлений человека о себе,
аккумулированных в его личной истории. Личная история составлена
у человека из отобранных мифов о своей прожитой жизни. Это отфильтрованные
согласно 'идеалу' эпизоды жизни, на которых акцентируется саморефлексия,
тогда как эпизоды, не подтверждающие выбранный 'идеал' вытесняются из памяти.
И это отзывы окружающих людей о человеке. Нередко получается так, что эти две
тенденции находятся в постоянной борьбе, в динамическом равновесии -
с одной стороны человек вынужден ИМ доказывать, что он не верблюд,
а с другой стороны прочие такие же, в своем стремлении доказать
тоже самое - убеждают, что раз они не верблюды - то верблюд это
ты. Посему для построения, коррекции, модификации своей личной истории
со стороны человека затрачивается огромное количество сил - ему постоянно
надо отбирать из происходящего с ним то, что подтверждает его идею
о СЕБЕ, совершать действия, соответствующие избранному образу: То есть
если ОН считает себя
Чтобы испытать на себе силу описанных механизмов, воспользуйтесь Автоматическим улучшателем настроения - и убедитесь сами. Это здесь:
http://www.ipu.ru/hobby/humor/aun.htm
Так вот, самым распространенным способом внедрения психических вирусов является заражение человека идеями, повышающими его чувство собственной важности. К примеру, реклама сулит ему внимание молодых красивых партнеров, обладание престижными вещами - и все для того, чтобы ощущать себя "на уровне" - не хуже, а то и лучше других представителей того социума, в котором человек хотел бы себя видеть (референтная группа).
У ЧСВ есть и обратная сторона - клубок проблем, с которыми человек не справляется. Стоит пообещать этому человеку легко и быстро решить эти проблемы, как он так же жадно клюет на наживку. Реклама излечения от хронических болезней, решения бытовых неурядиц, страхования от неприятностей эффективно использует эту сторону ЧСВ.
Вот несколько определений от Бретта Томаса (http://asocial.narod.ru/material/memes.htm):
Мемы - это фундаментальные воспроизводящиеся единицы культурной эволюции. Заразные информационные паттерны, которые воспроизводятся паразитически, инфицируя сознания людей и видоизменяя их поведение, заставляя их распространять этот паттерн. Отдельные слоганы, лозунги - заклинания, музыкальные мелодии, визуальные изображения, изобретения, мода - типичные мемы. Идея или информационный паттерн не является мемом до тех пор, пока не заставит носителя реплицировать ее, повторить ее в ком-то еще.
Мемы представляют собой основные строительные блоки культуры. В макромасштабе мемы - строительные блоки культуры, языков, обществ, религий. В микромасштабе они являются строительными блоками каждого человеческого сознания.
Подробнее основные понятия меметики можно посмотреть здесь: http://www.polittech.ru/polittech/30943/se_index_t
Возникают вопросы: как протекает информационная инфекция, излечима ли она, можно ли противостоять мемам и не заболеть и есть ли антивирусные программы в этой сфере?
Ответы на них, как вы сами понимаете, выходят за рамки данного выпуска (достаточно сравнить тонкую брошюрку по гигиене с многотомным учебником по внутренним болезням, чтобы почувствовать разницу... ;о).
Приведу лишь пару ссылок для тех, кто заинтересовался профилактикой и лечением информационных инфекций:
Чтобы было проще размножаться и атаковать людей, мемы кучкуются. Структуру, состоящую из множества мемов, ученые называют мем-комплексом, или сокращенно - мемплексом. Мемплексы - это языки, религии, научные теории, политические идеологии и т.п. Мемплексы крайне живучи. За тысячелетия своего существования они выжили с помощью простой уловки: они не позволяют ни доказать себя, ни опровергнуть, в них остается только верить, как, например, прихожане церкви верят в бога, а математики - в аксиомы.
Вот мемплексами, цепляющими наше внимание и удерживающими нас за казалось бы бессмысленными занятиями, мы и займемся в последующих выпусках по гипермедиа...
До новых встреч!
Юлий Феодоритов
mailto:feod@narod.ru
Из дискуссий по теме выпуска:
Alexander Borovsky (гуру цветотерапии) http://biopole.info:
Выпуск очень интересный. Есть
правда парадокс. Большинство людей хочет -
именно хочет кому-то служить. Так проще жить.
Хозяин поставит цели, составит правила
поведения, возьмет ответственность на себя,
обеспечит своему слуге более менее сносные
условия существования.
Дело в том, что программы СЛУЖЕНИЯ, сидят в
нас настолько глубоко, что никаким
телевидением и просвещением их не
выкорчуешь. Здесь вопрос стоит только в том,
кому СЛУЖИШЬ? Кто служит богу, кто
хозяину, кто семье, кто обществу, кто идее,
все кому-то или чему-то служат.
Но ведь свобода выбора, пусть и ограниченная, все же существует!? На ум приходит вот такая картинка. Сильный ветер сносит щепки и прочий мусор в одну сторону. А вот парусники под действием того же ветра могут плыть, куда хотят. Даже против ветра...
Помните, у Гашека идею "партии умеренного прогресса в рамках закона"? ;0) (Манифест этой партии)