Описание феномена "
Аретея танца", полученное с помощью
гипертекстовой майевтической машины "Гегель". Алгоритм работы этой машины
состоит в трехкратном прохождении цикла гегелевской триады
"тезис-антитезис-синтез" на пути от явления к управлению им и далее к норме,
задающей метод управления. Тем самым феномен получает определения от трех сфер
психики: чувства, мысли и воли. Всего же - с учетом антитезисов - мы
обозреваем 7 сторон феномена. Развернутое описание
этого феномена - на
u18a_.htm
Для экономии места содержание пунктов
спрятано за заголовками. Вы увидите в этом окне текст каждого из пунктов, если
наведете курсор мыши на соответствующий заголовок в колонке слева.
1. Аретея танца - это путь в виртуальную реальность
через ритмическую импровизацию. Живи танцуя, т.е. обыгрывай
обстоятельства, держа их на некотором расстоянии от себя.
При этом ритм упорядочивает процессы, а импровизация использует
фазы этого ритма, наиболее удобные для намеченного вмешательства. В условиях
апатии, равнодушия и даже враждебного отчуждения аретея танца - чудесный прием
для проникновения в прежде закрытые для вас области внимания.
Ритмизованный текст стихотворений, музыка и песни, темпоритм пьес и
кинофильмов, ежедневные телесериалы, периодичность радио- и телепрограмм - все
это проявления аретеи танца.
Иными словами, аретея танца - золотой ключик к новым пространствам виртуальной
реальности.
2. Стрекоза вот тоже танцевала, а осенью пришлось наниматься в
прислуги к муравью. Все в жизни дается упорным трудом и
борьбой с обстоятельствами. Дистанцироваться от проблем - это спать
наяву или заниматься самообманом.
Обратной стороной аретеи танца является то, что резонируя на один ритм, она
глушит остальные, может быть, более важные, а инициируя новую виртуальную
реальность, неизбежно разрушает предшествующую. Базовый цикл воспроизводства
жизни - безусловный приоритет (это понимал муравей в басне
Крылова), а вариации этого цикла - только довесок, своего рода зондаж новых
возможностей.
Пафос новизны присущ и новаторам, и авантюристам, и мошенникам. Но первые
открывают новые пространства для жизни, а остальные шарят по кладовкам в
поисках спрятанных запасов, т.е. изыскивают новые источники для
паразитирования.
3. Входить в клинч с проблемой хорошо, когда достает сил для
разрубания гордиевых узлов. А изобретательный подход связан как раз с
дистанцированием и ритмической импровизацией. Во многих случаях (не всегда)
это позволяет достигать результата легче и гармоничнее.
Если же необходимо
нокаутировать проблему, то удобный момент для этого можно выбрать как раз
танцуя вокруг нее. Как тут не вспомнить девиз Кассиуса Клея: "Порхать, как
бабочка, и жалить, как пчела".
В военном деле это определяется как
маневр, для осуществления которого необходимо наличие резервов.
В психологии же особое значение придается ритму, поскольку
жизненные процессы цикличны.
4. Ритмическая импровизация хороша, когда она суть тактика при
верной стратегии. Если же стратегии нет или она ошибочна, то танец
останется, хоть и приятным, но пустым времяпрепровождением.
Открывающиеся в танце возможности будут безвозвратно потеряны, о чем и
предупреждает басня Крылова "Стрекоза и муравей".
Верная стратегия строится на ясном прогнозе, а тот, в свою
очередь, может быть получен из знания ситуации и закономерностей
ее развития.
"Я могу сказать, что электричке надо уступить дорогу, что иная стратегия
разрушительна. Мне кажется, что эта установка правильная, то есть работает на
практике. Другой может сказать, что это вздор, что уступать дорогу электричке
не надо. Мне не дано его переубедить... Так что в этом смысле "правда у
каждого своя". Карты у каждого свои. Те, у кого правда "неправильная",
оказываются под электричками разного рода. Так им и надо... Пусть рисуют
карты, чтобы ориентироваться в этом мире, а не с другими намерениями".
(Мировоззренческая концепция Март)
5. Общей нормой для ритмической импровизации является привязка к
естественным ритмам и создание резервов для маневра.
Основные ритмы - сердца, ходьбы, дыхания (вдох возбуждения и выдох
расслабления), дня и ночи (бодрствования и сна), рабочей недели и
выходных, месячного цикла, смены сезонов в годичном цикле. Эти
ритмы взаимосвязаны, например, весной частота дыхания в среднем на 1/3 выше,
чем осенью. При нагрузке ритм сердца может ускоряться с 70 до 210 и более
ударов в минуту, соответственно учащается и дыхание.
Резервы необходимы для выживания в ситуациях неопределенности. И
нехватка, и избыток резервов опасны для их обладателя. Для оптимизации
резервов используются математические модели, простейшая из которых гласит:
если фронт работ пропорционален задействованным ресурсам, а производительность
- резервам, то независимо от величины коэффициентов пропорциональности
половину ресурсов следует держать в резерве (подробнее об этом
см. Выпуск 13 и приложения к нему на
u.htm). Степень резервирования
ресурсов служит также и мерой дистанцирования от текущей ситуации.
6. Общей нормой для стратегии является составление четкого плана,
учитывающего и использующего детерминанты развития ситуации.
Согласно Г.П. Мельникову, детерминантой служит целостный
образ внутренних и внешних факторов изменений элемента, в конечном счете
задающих его индивидуальность. Общая детерминанта сложена из
частных, среди которых различают композиции внешних и внутренних факторов,
т.е. кондициональные (от condition, условия) и субстанциальные (от материала,
субстанции системы) детерминанты. (подробнее об
этом см. "Опыт типологии детерминант" в приложении к Выпуску 21 на
u.htm).
Цикл стратегического управления включает следующие фазы: сбор и обработка
информации; прогнозирование развития ситуации; выявление как угроз, так и
перспективных направлений для сверхзадачи; принятие решений по ситуации,
целеполагание; планирование операций для достижения поставленных целей;
проведение операций.
Современная концепция планирования предусматривает использование эффективного
методического приема — сегментации и выделения стратегических зон, т.е.
сегментов внешнего окружения, на который субъект имеет выход или добивается
такового.
7. Аретея танца - достойный элемент в арсенале аретей. В нашей
коллекции их 4 пока. В аретее комбинации мы выстраиваем модель ситуации
(виртуальную реальность) в противостоянии Случаю; в аретее боя - Сопернику; в
аретее союза - Партнеру. А в аретее танца - Себе или же равнодушному Клиенту,
поскольку она позволяет проникать в поле внимания и удерживаться там.
Спасибо за присланные замечания. Надеюсь, в последующих выпусках мне удастся
рассеять некоторые ваши сомнения. Здесь же отвечу лишь на
пародию "Феномен: ЯБЛОКО",
полученную от
KomKon'a:
Схема действительно похожа, только в пародии оппонент был представлен
капризным ворчуном. Но так выстраивать антитезисы - это выхолащивать проблему.
Здесь годится не любое возражение, а только то, которое идет из сути феномена и
подкрепляется значимыми явлениями. Тогда машина "Гегель" будет углублять
понимание вопроса, а в пародии она лишь утешала неврастеника (что тоже бывает
полезно, но совсем в других целях... ;о)