Зареалье: феномены Сети и технологии работы с
ними
Цикл # Гипермедиа Опыт 19-2 (каркас феномена)
Сознание и надсознание в композициях
Напомню, что композиция означает соединение, сочетание отдельных компонентов в единое смысловое целое. В предыдущем выпуске мы попытались обозреть все множество композиций, составив их классификацию. На этом пути удалось упорядочить семейство тропов (смысловых искажений, служащих выразительности), обосновать 4 основных стиля речи (по Розенштоку-Хюсси) и построить портреты национальных предпочтений (по Гачеву). Но остался открытым вопрос: какие закономерности управляют динамикой композиций и насколько они обособлены от закономерностей внешнего мира?
По сути речь идет об организации моделей мира, с которыми оперирует субъект. В этих моделях мы выделяли три типа элементов:
Объекты - сцепленные по смежности образы предметов, относительно которых субъект может перемещаться и смысл которых связан с перемещением (далеко-близко, проницаемо-непроницаемо, высокий-низкий, широкий-узкий, большой-маленький...). Когда организм попадает в незнакомую местность, ориентировочный рефлекс гонит его осматривать такие объекты и составлять общее представление о карте местности.
Композиции - те объекты, которые предметами или средствами труда включены в деятельность субъекта и тем самым обретают дополнительный смысл. Это могут быть полезные объекты, опасные объекты, объекты-символы и т.п.
Суггестивные композиции - те из композиций, которые обладают внушающим воздействием, т.е. способны управлять субъектом. Хорошая поэзия, талантливая картина, мастерски написанная книга завораживают - не так ли?
Помните, у Новеллы Матвеевой:
Темнеет; кольца плавятся на пне...
Шум сосен сух, как теплый шорох шлака.
Между стволами, в розовом огне,
Танцуют мошки, словно крошки мрака.
В этих 4 строчках, 22 словах, 120 знаках можно утонуть - поселиться в
них и жить целую вечность...
Кроме такого - художественного - погружения, напоминающего медитацию, есть еще погружение в пучину и водовороты массовой информации. Современный человек, да еще подключенный к Сети, буквально снесен лавиной информации и барахтается, как лягушка в сметане. Здесь главное - не капитулировать перед натиском информационной перегрузки и ловить шансы удачи. Одним из них и могут стать четкие представления о том, как укладывается информация в нашем внутреннем мире.
Короче! Что известно о законах сборки композиций? |
Здесь перед нами три мостика к ясности - выбирайте:
1. Композиции собираются |
2. Начинаем размышлять |
3. Обратимся к историям, |
Пишите о том, что вас интересует в первую очередь, - и я постараюсь это учесть в очередном "гиперпереходе".
До новых встреч!
Юлий Феодоритов
mailto:feod@narod.ru