Надсознание: валентности, рефлексивное управление и внушение

Уважаемые коллеги!

В предыдущем выпуске мы рассмотрели основания суггестивного (гипнотически манящего или отталкивающего) воздействия композиций, связанные с общественными кризисами и национальными особенностями Космо-Психо-Логоса, а также с тайным содержанием слов.  Это надежные общие маяки для авторов композиций, но в конкретных случаях значение таких факторов может быть многократно перекрыто иными, более тесно привязанными к ситуации.  Поэтому хотелось бы прояснить вопросы: как формируются системы внушительных обстоятельств и как эти системы управляют субъектом? Вообще, как среда влияет на поведение организма?

Уже в биологии роль среды признается  чрезвычайно важной - там невозможно изучать даже весьма примитивные организмы в полной изоляции от окружения.  Организмы являются открытыми системами, которые поддерживают свое существование и развитие посредством постоянного обмена со средой энергией и информацией. Чтобы выжить, любой организм должен получать не только вещество для метаболизма, но и адекватную информацию об окружающем мире. Эта информация запускает процессы адаптации к среде, т.е. ее сигналы интерпретируются как инструкции для организма. Что это дает? Посмотрите: пчелы, муравьи создают сложные сообщества, организуя среду обитания и действуя сообразно сигналам, получаемым от этой среды. А роль культурной среды в человеческих сообществах? Норберт Винер (N. Wiener) однажды сказал о мире, что его «можно рассматривать как мириады посланий Кого Это Может Касаться».

Первые исследования программирующей роли среды провел в 30-х годах ХХ века основатель экспериментальной психологии Курт Левин (Lewin).  Школой Левина проводились опыты для установления побудительных качеств (валентностей) вещей. Например, испытуемый приглашался в комнату, в которой на столе были разложены различные предметы: колокольчик, книга, карандаш, шкафчик, закрытый занавеской из свисающих гирлянд бисера, распечатанное письмо и другие объекты. Испытуемого, которого пригласили якобы с целью исследования его «интеллекта» или «памяти», просили минуточку подождать. «Я забыл, что мне необходимо позвонить», — говорил экспериментатор, выходил из комнаты, а сам скрытно наблюдал за тем, что будет делать испытуемый, оставшись наедине. Все без исключения испытуемые (а это были не только студенты, но и сотрудники берлинского Института психологии — профессора, доценты) производили какие-то манипуляции с предметами: некоторые перелистывали книгу, трогали «шкафчик», проводя пальцем по бисерной занавеске; все без исключения позванивали колокольчиком. Левин задался вопросом, почему же взрослые, серьезные люди совершали подобные манипуляции, - и отвечал, что в ситуации, в которой субъект не занят осмысленным действием, поведение становилось «ситуативно обусловленным», «полевым».

Но не только вещи способны управлять человеком. Еще сильнее влияние социальной группы. Соломон Эш в 1951 году поставил оригинальный эксперимент. Испытуемых помещали в группу якобы таких же испытуемых, а на самом деле сотрудников экспериментатора. Группе показывали картинку и просили каждого высказаться, не обращая внимания на мнения других. Сотрудники начинали во всеуслышание давать очевидно неправильные ответы. Испытуемые никак (ни морально, ни материально) не зависели от экспериментатора или членов группы и не ожидали вознаграждения. Под влиянием ответов других от 50 до 80% испытуемых, несмотря на внутренний дискомфорт, хоть раз соглашались с явной чушью, противоречащей очевидному. Число согласившихся оставалось стабильным при уменьшении группы до 4 человек и падало, когда испытуемый был всего с одним или двумя сообщниками экспериментатора. Важно было только, чтобы заблуждающееся большинство было единодушным. При появлении хоть одного «союзника» уровень согласия испытуемого резко снижался.

Роберт Розенталь и Линор Джейкобсон в 1968 году провели среди детей тесты на уровень интеллекта (показатель IQ). Одновременно они случайным образом выбрали детей, про которых сообщили учителям, что от них можно ожидать повышения показателя IQ. Через некоторое время после такого заявления было статистически зафиксировано действительное увеличение показателей этих детей. Другие экспериментаторы (Миллер, Брикман и Болен) проверили, как на детей действуют простые призывы убирать свои классы, и что происходит, если их только хвалят за то, что они уже успешно поддерживают чистоту. В то время как в наблюдаемом классе, где не было вмешательства извне, 20% мусора попадало в корзину, а остальной валялся на полу, в классе, где убеждали убирать — 45% мусора попадало в корзину, а там, где детей не убеждали, а только постоянно называли чистоплотными — 80%. Более того, хвалимые дети продемонстрировали устойчивость достижений — через 2 недели после окончания эксперимента они, в отличие от двух других групп, все еще поддерживали чистоту.

Психолог Стэнли Мильграм (60-е годы) приглашал обычных американцев, выходцев из всех групп общества, принять участие в эксперименте. Испытуемому говорили, что экспериментально проверяется, как наказание влияет на способность к обучению. Испытуемому якобы случайно поручали роль «учителя». За неправильные ответы следовало бить током «ученика», якобы такого же участника, а на самом деле актера и сотрудника лаборатории, который только изображал получение болезненных ударов. По мере того как «ученик» ошибался, сила тока повышалась. На шкале, помещенной перед «учителем», была указана сила тока и обозначена возрастающая болезненность и опасность ударов. Когда испытуемые, обязанные давать наказание током, хотели прекратить эксперимент, их настоятельно просили продолжать, чтобы довести эксперимент до конца. Хотя в этом эксперименте испытуемый не получал ни наказания, ни награды, ни общественного поощрения за участие, а только давал добровольное согласие на эксперимент, - результат был поразительным: 68% добропорядочных американцев продолжали добровольно подчиняться указаниям экспериментатора до конца, переступая границу отметки «опасно» и доходя до отметки 450 вольт (смертельно) - и это когда перед их глазами актер-испытуемый изображал предсмертные судороги!  Когда эксперименты повторили в Риме, Мюнхене, Южной Африке, Австралии, оказалось, что процент повинующихся экспериментатору был даже выше, а в Мюнхене - достиг 85 процентов.  При повышении авторитетности экспериментатора (внешность или представленные звания) процент значительно возрастал. Процент возрастал и при удалении "учителя" от "ученика".  Примечательно, что только один человек из 100 (!) высказал негативное отношение к эксперименту - при опросе по окончании опыта.

Социальный психолог Шериф в середине 50-х годов поставил серию экспериментов, показавших, что межгрупповые враждебные чувства и действия возникают из конкуренции групп за ограниченные ресурсы. Произвольно разделив в летнем лагере мальчиков на группы и заставив эти группы постоянно соревноваться между собой за получение морального и материального поощрения, психолог показал, как у воспитанных американских мальчиков норма мирного сосуществования начинала ослабевать и постепенно улетучивалась по мере накала борьбы. В то же время возрастала внутригрупповая солидарность и авторитет физической силы. Примечательно, что в эксперименте Шерифа враждебность, агрессивность и силовой подход демонстрировали нормальные мальчики из благополучных американских семей, воспитанные на принципах толерантности и взаимоуважения. 

Перенесемся мысленно через океан и зададимся вопросом: к чему может подвигнуть юных воинов джихада, с детства воспитывающихся в культуре пренебрежения человеческой жизнью, ситуация открытой конкуренции арабской и евроамериканской цивилизаций, в которой Запад пока экономически побеждает? Ответ получен "экспериментально": к появлению террористов–смертников.

Итак, среда может сильнейшим образом влиять на психику - в диапазоне от организации жизни до отрицания ее в других и в себе.

Чтобы разобраться в механизмах такого влияния, мы соберем информацию из нескольких основополагающих работ:

Левин К. Теория поля в социальных науках. - СПб.: Речь, 2000. - 365 с. (и ряд статей в переводах из Сети)

Чалдини Р. Психология влияния. — СПб.: Питер, 2001. — 288 с.

Лефевр В.А. Конфликтующие структуры. - М.: Советское радио, 1973. - 158 с.

Теория Левина знаменита тем, что это первая успешная попытка визуального моделирования процессов мышления. Простые и наглядные модели, используемые Левиным для расшифровки причин человеческого поведения, привлекли к нему массу учеников и последователей, а также послужили открытию и экспериментальному подтверждению новых феноменов психики. Так что Левина называют основателем экспериментальной психологии вполне заслуженно.

Модель психики строится Левиным дедуктивно - от общего к частному. Логика этого построения - это одновременно и метод расшифровки-понимания поведения и мышления любого человека. Этапы построения модели и комментарии по расшифровке удобно представить в виде таблицы.

Этап построения модели Смысл этапа для расшифровки
1.  Жизненное пространство

В мире выделяется область, связанная с индивидом, - его жизненное пространство. Это пространство состоит из психологической среды и персоны. Жизненное пространство содержит тотальность возможных событий, способных повлиять на поведение индивида. Оно включает все, что нужно знать для понимания конкретного поведения индивида. Поведение - функция жизненного пространства.

Граница между жизненным пространством и внешним миром обладает свойством проницаемости - воздействия извне могут менять психологическую среду и наоборот. Но физический мир не может прямо взаимодействовать с человеком. Событие, прежде чем повлиять на человека, должно стать фактом психологической среды.

Хотя человек окружен психологической средой, он - не часть среды и не включен в нее. Психологическая среда заканчивается у границы персоны, как и непсихологический мир - у границы жизненного пространства. И граница между персоной и средой также проницаема.

Понимание поведения начинается с того, что устанавливается своего рода "ареал обитания" - та часть мира, в которой разворачивается деятельность человека и которая так или иначе влияет на эту деятельность. В этом "жизненном пространстве" человеку отводится роль активной клеточки, причем часто не единственной.

Это значит, что выявляется основной цикл жизнедеятельности персоны в качестве субъекта, выбравшего, определяющего и поддерживающего свое жизненное пространство.

Вот примеры: для фермера это цикл от урожая до урожая  на его участке земли; для футболиста это тренировки на базе, игра на стадионе и "разбор полетов"; для работяги - рутина будней от получки до получки с вкраплениями праздников в теплой компании; для служащего - выполнение очередного поручения начальства вкупе с постоянным осуществлением возложенных на него функций; для творца - воплощение очередного замысла в "студии"; для родителей - опека их растущих детей по циклам их жизни от одного дня рождения до другого через год.

Образ жизни и приспособленные к нему вещи, обстановка и привычные поступки, заякоренные в деталях этой обстановки, - все это служит ключом к пониманию мыслей человека, вжившегося в эту среду. Среда может включать и других персон, влияющих на поведение интересующего нас человека и, в свою очередь, зависимых от его поступков.

Важность жизненного пространства подчеркивают всяческие границы, защищающие "свою" среду от "чужой": стены, заборы, табу, особый язык-жаргон, охрана, фильтры в проходных, на таможне и т.п.

2.  Дифференциация регионов

Пространство персоны делится на регионы. Сначала выделите два, нарисовав внутри большого круга меньший с тем же центром. Внешняя часть - это перцептуально-моторный регион, центральная - внутренний. Внутренний регион полностью окружен перцептуально-моторным пространством, так что не имеет прямых контактов с границей, отделяющей человека от среды.
Следующий шаг - поделить внутренний регион на ячейки. Ячейки, граничащие с перцептуально-моторным регионом, называются периферическими; находящиеся в центре - центральными.
Левин оставляет перцептуально-моторную систему неструктурированной, помня при этом, что когда влияние
направлено из среды к человеку, регион, окружающий внутриличностную сферу, представляет перцептивные процессы, а в случаях, когда влияние направлено от человека к среде, он представляет моторную систему. Это согласуется и со здравым смыслом - вход предполагает восприятие, а выход - моторный акт.

Психологическая среда также делится на регионы. Гомогенная или недифференцированная среда - такая среда, все факты в которой в равной степени влияют на человека и в  равной степени доступны. Но это не так - следовательно, необходимо разделить среду на регионы.

Каждый субрегион среды содержит один психологический факт, и один и тот же факт не появляется одновременно более, чем в одном регионе. Для Левина факт - не только нечто доступное наблюдению типа стула или футбольной игры; это также нечто, не наблюдаемое непосредственно, но выводимое из наблюдаемого. Иными словами, есть эмпирические или феноменальные факты и гипотетические или динамические факты.

Количество регионов в жизненном пространстве определяется числом отдельных психологических фактов, существующих в данный момент времени. Когда существуют лишь два факта,- человек и среда,- в жизненном пространстве есть лишь два региона. Если среда содержит два факта, например, факт игры и факт работы, тогда среда должна быть разделена на пространство игры и пространство работы. Если есть ряд фактов игры различного рода - например, факт игры в футбол, факт игры в шахматы, факт игры в дартс - тогда пространство игры должно быть разделено на столько субрегионов, сколько есть отдельных фактов игры. Точно так же могут быть различного рода факты работы, каждому из которых должен принадлежать собственный регион. Если для человека не составляет разницы, играет он в футбол, шахматы или дартс, а важно просто то, что он играет, тогда будет лишь одна область игры, а не три.

Психологическая   среда - это прежде всего 3-мерная карта среды обитания, по которой субъект планирует, осуществляет и оценивает свои действия. На ней представлены все значимые для субъекта предметы и зоны. Значимые - т.е. соответствующие его потребностям.  Например, для голода обозначена зона, где можно раздобыть пищу, и имеется каталог образов съедобных предметов. Для жажды - зона, где можно напиться; для удаления шлаков - зона, где от них можно избавиться; для усталости - зона, где можно удобно и безопасно отдохнуть (поспать) и т.д. и т.п.

Такая карта строится преимущественно зрением - наиболее мощным измерителем расстояний, конфигураций и форм предметов. На нее накладываются и к ней привязываются карты от других органов чувств: слуха (направление, близко-далеко, часто-редко, образы источников звука),  обоняния (сильно-слабо, образы источников запаха), осязания (тепло-холодно, влажно-сухо, остро-тупо, образы предметов), вкуса (съедобно-несъедобно, признаки предметов),  кинематики (траектории движений, форма предметов). Если зрение выключено, то карта строится кинематикой вкупе с остальными органами чувств (опыт слепоглухих доказал, что достаточно даже осязания).

Пространство психологической среды заканчивается на поверхности кожи организма. Там еще действует обычная геометрия. Заноза или ранка, например, локализуется и получает координаты в 3-мерном пространстве.  Но внутри организма 3-мерная карта не работает - там все интегрировано и туда нет доступа извне. Там правит мудрая автоматика самоорганизующегося организма - и сознанию туда лучше не соваться, чтобы не навредить. Организм сам подскажет сознанию, что ему нужно извне (у беременных женщин появляется аппетит к поеданию мела при нехватке кальция и т.п.).

Периферийные ячейки персоны - это локальные потребности, удовлетворяемые через посредство психологической среды: голод, жажда и т.п. Они лучше всего оснащены сенсорикой.

Центральная ячейка всегда имеется, хотя бы одна - это самоощущение целостности персоны, отражающее работу автоматики организма и служащее координации удовлетворения локальных потребностей. В бодрствующем организме эта ячейка действует реально, в снах - виртуально.  Есть и другие центральные ячейки. Среди них - "ориентировочный рефлекс", т.е. интерес к построению и корректировке карты.  У педантов-аккуратистов сильна ячейка поддержания порядка на территории. Если какая-то вещь оказывается не на надлежащем месте, то она мотивирует персону переместиться в зону этой вещи и устранить непорядок.

3.  Связи регионов во внутреннем пространстве персоны

При помощи использования понятий близости-удаленности, твердости-слабости, текучести-ригидности можно представить большинство возможных взаимосвязей в жизненном пространстве.

Чтобы представить меру взаимодействия между регионами, можно поместить эти регионы рядом, если влияние одного на другой велико или разместить их далеко друг от друга в случае слабого влияния. Этот тип репрезентации можно назвать "близость-удаленность". Например, регион, похороненный глубоко в центральной части внутриличностного слоя, может отстоять на много ячеек от перцептуально-моторного пространства. В таких обстоятельствах факту среды будет трудно достичь отдаленного центрального региона, так же как факт, укорененный в центральном регионе, будет очень мало коммуницировать - или не будет совсем - со средой. Они будут относительно независимы друг от друга. С другой стороны, периферический регион внутриличностной сферы, граничащий с перцептуально-моторной системой, может быть очень восприимчив к фактам среды.

Два региона могут быть очень близки друг к другу и даже иметь общую границу, и все же не влиять друг на друга вообще. Степень связанности и взаимозависимости - проблема не только количества границ, которые необходимо пересечь; она зависит также от силы сопротивления границы. Если сопротивление сильно, не имеет значения, насколько близки регионы; они будут мало влиять друг на друга. С другой стороны, два региона могут быть далеки и все же оказывать друг на друга существенное влияние - если границы слабы. Сопротивление границы или ее проницаемость изображается толщиной граничной линии. Очень тонкая линия означает слабую границу, очень толстая - непроницаемую. Этот тип связи может быть назван "твердость-слабость" границ. Нужно иметь в виду, что некоторые границы  имеют свойства полупроводников: они твердые в одном направлении и слабые в обратном.

Третий способ представить взаимосвязи между регионами - принять во внимание природу среды региона. Среда региона - это качество его покрытия или поверхности. Левин различал несколько свойств среды, наиболее важное из которых - текучесть-ригидность. Текучая среда - та, что быстро реагирует на любое воздействие. Она подвижна и гибка. Ригидная среда сопротивляется изменениям. Она жестка и неэластична. Два региона, отделенные друг от друга регионом с очень ригидной внутренней средой, будут неспособны ко взаимной коммуникации. Аналог - человек, пытающийся преодолеть топь или пробраться через густой подлесок.

Существенно, что карта взаимосвязей регионов изображает ситуации в определенный момент времени. Нельзя сказать, что человек таков на протяжении длительного периода времени. Жесткая граница может испариться, слабая граница - уплотниться. Отдаленные регионы могут сойтись. Жесткая среда может смягчиться, текучая - затвердеть. Даже число регионов может меняться.

На периферии внутреннего региона персоны расположены ячейки, тесно связанные с ощущениями и действиями. Очевидно, в их числе ячейки базовых потребностей организма - соответствующие органы тела снабжены множеством рецепторов и связаны с моторным аппаратом рефлекторными цепями и генетически заданными инстинктами.  Однако к этим ячейкам человеческий опыт добавляет ячейки иных, искусственных потребностей, которые входят в привычку и оснащены своими синтетическими рецепторами и навыками. Таковы, например, пристрастия к алкоголю или табаку, потребность следить за новостями и за погодой, общаться с компьютером, лазить по Интернету и т.п. Если у нормального человека ориентировочный рефлекс размещен в центральных ячейках, то у сплетницы или у ученого-исследователя он профессионально перемещен в активную зону периферии - этих людей сжигает жажда сбора сведений в излюбленной ими области знаний.

Что касается близости регионов и направленной прозрачности границ, то этим отображается известный феномен перетекания потребностей. Например, алкоголик всегда не прочь выпить, после выпивки ему хочется закусить, затем поговорить-покурить, затем поспать.    У людей спившихся это складывается в жесткий цикл жизни, из которого они не в силах выбраться. Такова же, только со знаком плюс, рутинная жизнь большинства людей, суточный цикл которых состоит из устоявшейся жесткой последовательности фаз повседневного распорядка дня.

Твердые границы - это запреты, ограничивающие перетекание потребностей и создающие напряжение во внутреннем пространстве персоны. В патологии это порождает всяческие неврозы, а в норме питает персону энергией. Например, трудности раззадоривают деятеля, скрытие тела под одеждой поддерживает интерес к противоположному полу, утаивание информации возвышает руководителя над подчиненными и т.п.

Свойство текучести-ригидности среды ячейки отражает степень подвижности психических процессов, связанных с нею.  Это то, о чем говорят как о биологическом времени.  В покое время замедляется и там идут процессы, неосуществимые в сжатые сроки. И наоборот, мобилизация организма на экстренные реакции позволяет ему совершать действия, замедление которых невозможно.  Отграниченность ячеек позволяет сочетать процессы с разным темпом биологического времени, переходить от покоя к очень быстрым действиям, возвращаться в расслабленное состояние и т.п. Вообще, ритмичная деятельность - оптимальное чередование стресса и покоя - лучший способ существования организма. Во внутреннем пространстве персоны это отображается как циклическое перетекание потребности между ячейками с разной текучестью среды.

В отличие от карты психологической среды, человек редко обозревает систему ячеек внутреннего пространства. Осознается только актуальная потребность, а остальные забываются. Однако логику коммуникации ячеек можно понять, если проследить миграцию персоны по зонам психологической среды - ведь каждую из них патронируют свои ячейки потребностей.

4. Локомоции и коммуникации

Коль скоро среда делится на отдельные регионы, местоположение персоны оказывается существенным. Факты того региона, в который она помещена, влияют на человека больше, чем остальные. Следовательно, понимание конкретной психологической ситуации предполагает, что мы знаем, где и в какой психологической среде находится человек. Физически человек может находиться в классной комнате, но психологически - вновь проводить бейсбольную игру на площадке. Некоторые факты, существующие в классе, например, слова учителя, могут вообще до него не доходить, тогда как другие, например, записочка от соседки, очень просто могут оторвать от размышлений об игре в мяч.

Локомоция в психологической среде не означает, что человек должен непременно совершить физическое пространственное движение. Большинство локомоций происходит мысленно. Есть социальные локомоции - например, вступление в клуб, профессионально-деловые локомоции - например, решение проблемы, а также много других типов локомоций.

В примере относительно мальчика, податливого относительно записки соседки, но неподатливого относительно слов учителя, податливость означает, что мальчику легче двигаться к региону девочки, чем к региону учителя. Когда девочка осуществляет действие передачи мальчику записки, он может выйти из бейсбольного региона и перейти в ее регион. Два региона тесно связаны, податливы друг относительно друга и влияют друг на друга, если между ними легко может быть осуществлена локомоция.

Локомоции возможны в психологической среде, но не во внутреннем мире персоны. Регионы в последнем могут только коммуницировать друг с другом. Какие регионы будут коммуницировать, и пути коммуникаций через регионы частично определяются такими структурными характеристиками, как толщина границ и природа внутренней среды, частично - динамическими факторами.

Совершая локомоцию, человек прокладывает путь через среду. Направление дороги и регионы, которые она пересекает, частично определяются силой границ и текучестью регионов, частично же - динамическими факторами, которые нам предстоит обсудить.

Структурная репрезентация жизненного пространства подобна дорожной карте. Хорошая дорожная карта содержит всю информацию, необходимую для планирования любого типа подхода - так же и хорошая структурная репрезентация людей и их окружения содержит все факты, знание которых необходимо для оценки любого возможного типа поведения. Но так же, как карта не может сказать нам, какой именно поход действительно решит совершить человек, так и детальная картина жизненного пространства не скажет нам о том, как человек собирается себя вести. Только структурные или топологические представления не могут объяснить поведение в конкретной психологической ситуации. Для понимания такого рода необходимы динамические представления.

Возьмем человека, живущего текущим моментом, - расшифровка его психики проста: организм активизирует ячейку актуальной потребности, а далее происходит локомоция персоны в ту зону психологической среды, в которой эта потребность удовлетворяется.

Несмотря на карикатурную простоту этой модели, она является базовой для всех существ с активным поведением. Ведь потребности организма необходимо удовлетворять, достигается это перемещениями - и от "текущего момента" никуда не деться.

Вместе с тем, локомоции не так просты, как кажется на первый взгляд. Существование подпороговых потребностей и признание мотивирующей силы вещей вызывает появление в модели "отложенных локомоций". Например, персона осуществляет локомоцию в некую зону, связанную с актуальной потребностью, но по пути видит нечто аппетитное. Вид пищи актуализирует до того дремлющее чувство голода, и персона приостанавливает текущую локомоцию, чтобы насытиться.

Еще сложнее приводимый Левиным пример со школьником-спортсменом. Мальчик не только физически, но и психологически находится в зоне класса (ведь он не сел же мимо парты, да и записку девочки смог увидеть). Однако слова учителя до него не доходят, поскольку мысли его витают вокруг бейсбола. То есть налицо одновременное присутствие персоны в двух зонах сразу (нетрудно представить и такого мальчика, который способен не только воспринимать урок, но и обдумывать матч и с девочкой любезничать - причем одновременно).

Для визуального моделирования таких ситуаций необходимо признать за персоной возможность работы в многозадачном режиме, т.е. разделения на дубли-агенты со своими локомоциями с возможностью переключения главного внимания с одного агента на другого. Кроме того, к трехмерной карте психологической среды должны быть добавлены и к ней  привязаны карты вымышленных миров и абстрактных пространств, отражающих различные смысловые модели.

Эти добавления не меняют суть левинской модели. Существование абстрактно-языкового мышления может быть учтено добавлением органам чувств способности символического восприятия, которая добавляет свои карты смыслов к базовой 3-мерной зрительной карте. Соответственно, перцептуально-моторная оболочка, окружающая внутренние ячейки персоны, обогащается логическими и языковыми функциями для оперирования с символами и абстракциями.

Что касается расщепления персоны на дубли-агенты, то анализ многозадачного режима работы может быть сведен к обособленному разбору каждой из локомоций с последующим внесением поправок на их одновременное существование. Кроме того, такие  случаи довольно редки, и даже в многозадачном режиме всегда существует ведущая локомоция, в которой персона представлена наиболее полно.

5. Динамика личности

Важнейшие динамические понятия Левина - энергия, напряжение, потребность, валентность, а также сила или вектор.

Энергия

Левин, как и большинство теоретиков личности, считает, что человек - сложная энергетическая система. Тип энергии, осуществляющий психологическую работу, называется психической энергией. Поскольку теория Левина - исключительно психологическая, ему нет нужды обсуждать вопрос об отношении психической энергии к другим типам энергии.

Психическая энергия высвобождается, когда психическая система (человек) пытается вернуть равновесие после того, как оказалась в состоянии неуравновешенности в результате либо внешней стимуляции, либо внутренних изменений. Когда напряжение в системе вновь выравнивается, выход энергии прекращается и вся система приходит в состояние покоя.

Напряжение

Напряжение - это мера энергетического потенциала ячейки.

Напряжение обладает двумя важными свойствами. Первое заключается в том, что состояние напряжения в определенной системе стремится к выравниванию с напряжением окружающих систем. Психологическое средство уравнивания напряжения называется процесс. Процессом может быть мышление, запоминание, чувствование, восприятие, действие и т. п. Например, человек, столкнувшийся с задачей разрешения проблемы, становится напряженным в одной из систем. Для разрешения проблемы - и тем самым редуцирования напряжения - он использует процесс мышления. Мышление продолжается до достижения удовлетворительного результата - и человек возвращается к состоянию равновесия.

Хотя напряжение всегда стремится к состоянию равновесия, это свойство относится лишь к системе в целом, но не обязательно ко всем частям-системам. Частная система может в действительности становиться все более и более напряженной, в то время как вся система возвращается к уравновешенному состоянию. Это случается, когда человек, решая проблему, вынужден идти окольным путем. Во время "обхода" напряжение может повышаться в одном из субрегионов, хотя общий процесс в конечном счете вернет человека к состоянию равновесия.

Состояние равновесия не означает, что в системе нет напряжения. По-видимому, ни один организм не может достичь состояния, абсолютно свободного от напряжения, и при этом остаться в живых. Равновесие означает либо, что напряжение во всей системе уравнено, либо, что ячейка с более высоким напряжением изолирована от других внутриличностных систем. Такая напряженная система может оставаться в изоляции долгое время и представлять более или менее постоянный резервуар энергии. В личности может быть ряд таких жестко сегрегированных систем, которые постоянно снабжают энергией деятельность психических процессов.

Человек, установивший равновесие на высоком уровне напряжения, заметно отличается от человека, установившего равновесие на низком уровне напряжения. В первом случае давление на моторику будет сильнее и высока вероятность постоянной утечки энергии в моторику. Такой человек будет демонстрировать высокую диффузную безостановочную активность.

Второе концептуальное свойство напряжения заключается в том, что оно оказывает давление на границы системы. Если граница прочна, диффузия напряжения из системы к пограничным с ней будет остановлена, но если граница слаба, напряжение перетечет из системы в другие. Обычно отдельная напряженная система граничит более чем с одной напряженной системой. В таких случаях сопротивление одной части границы может быть слабее, чем сопротивление других частей. Это позволит напряжению перемещаться в определенных направлениях свободнее, чем в других.

Потребность

Возрастание напряжения или высвобождение энергии во внутриличностном регионе вызываются возникновением потребности. Потребность может быть физиологическим состоянием - таким, как голод, жажда, сексуальное желание; она может представлять желание чего-либо типа работы, или, например, замужества; или же может быть намерением сделать что-то - например завершить задание или продолжать начатое.

Левин не считал важным составление перечня потребностей, как это делают психологи. Прежде всего такой перечень был бы почти бесконечен, а во-вторых, единственное, что достойно психологического описания - репрезентация тех потребностей, которые реально существуют в данный момент времени. Это единственные потребности, производящие эффект. Абстрактно говоря, каждый способен чувствовать голод, но лишь когда голод реально нарушает существующее в человеке равновесие, его стоит принимать во внимание.

Относительно потребностей Левин говорит, что можно различить три состояния: голода, насыщения и пресыщения. "Эти состояния соответствуют положительной, нейтральной и негативной валентности регионов активности, соотносящихся с конкретной потребностью". Пресыщение означает, что желательный в прошлом объект или деятельность стали вызывать отвращение в плане продолжения связанного с ними опыта.

Кроме того, Левин различает потребности и квазипотребности. Потребность соотносится с некоторым внутренним состоянием, например голода, тогда как квазипотребности эквивалентны специфическому намерению, типа удовлетворить голод, поев в конкретном ресторане. Левин полагает, что квазипотребности человека в значительной степени детерминируются социальными факторами.

Потребности и соответствующего ей напряжения недостаточно для перехода к действию. Чтобы достичь этого, требуется ввести еще два понятия. Это понятия валентности и силы..

Валентность

Валентность - концептуальное свойство региона психологической среды. Это - ценность региона для человека. Есть два типа ценности - положительная и отрицательная. Регион, обладающий положительной ценностью - тот, что содержит целевой объект, который редуцирует напряжение, когда человек войдет в него. Например, регион, содержащий пищу, обладает положительной валентностью для голодного человека. Регион, обладающий негативной ценностью - тот, который повысит напряжение. Для человека, боящегося собак, любой регион, где находится собака, будет иметь отрицательную валентность. Положительная валентность привлекает, отрицательная отталкивает.

Валентность координирована с потребностью. Это означает, что положительная или отрицательная валентность конкретного региона среды зависит напрямую от состояния напряжения. Потребности сообщают среде ценностность. Они организуют среду в сеть привлекающих и отталкивающих регионов. Однако эта сеть валентностей зависит также и от посторонних факторов, не входящих в сферу психологических законов. Наличие или отсутствие самих потребных объектов явно играет важную роль в структурировании психологической среды. Есть ли пища, можно ли ее распознать, какого типа пища и в каком количестве, ее пригодность и близость к объектам, обладающим отрицательной валентностью - все это непсихологические факторы, влияющие на валентность региона для голодного человека.

Валентность - величина переменная; она может быть слабой, средней, сильной. Сила валентности зависит от силы потребности плюс все упоминавшиеся непсихологические факторы.

Валентность - это не сила. Она ведет человека через его психологическую среду, но не является мотивирующей силой локомоции. Как мы уже видели, и сама напряженная система не производит локомоции. Нужно новое понятие. Это - понятие силы или вектора.

Сила или вектор

Локомоция возникает, когда на человека действует достаточная сила. Сила координирована с потребностью, но она - не напряжение. Сила существует в психологической среде, тогда как напряжение - свойство внутренней системы.

Концептуальные свойства силы - направление, величина и точка приложения. Эти три свойства математически представлены вектором.
Направление, которое указывает вектор,- репрезентация направления силы, длина вектора репрезентирует величину силы, а место на внешней границе человека, которого касается кончик стрелы, репрезентирует точку приложения. Вектор всегда рисуется снаружи человека, никогда - внутри: психологические силы - свойства среды, а не человека.

Если на человека действует только один вектор (одна сила), тогда будет локомоция или тенденция к движению в направлении вектора. Если два или более векторов толкают человека в нескольких разных направлениях, итоговая локомоция будет результирующей этих сил.

Теперь можно увидеть отношение валентности и вектора. Регион, обладающий положительной валентностью, это такой регион, в котором действующие на человека векторы направлены в сторону этого региона. Регион с отрицательной валентностью - тот, в котором векторы указывают противоположное направление. Другими словами, направление вектора прямо определяется местоположением региона с положительной либо отрицательной валентностью. Величина вектора соотносится с силой валентности, психологической дистанцией между человеком и валентным объектом и относительной силой других валентностей.

Отметим: понятие потребности - то понятие, с которым координируются все остальные динамические конструкты. Потребность высвобождает энергию, увеличивает напряжение, наделяет ценностью, порождает силу. Это - центральное или ядерное понятие Левина, вокруг которого группируются все остальные.

Конечная цель всех психических процессов - вернуть человеку состояние равновесия. Эта цель может быть достигнута несколькими путями, в зависимости от того, какой процесс задействован. Хотя некоторые процессы были описаны выше, полезно перечислить их все.
Неравновесие определяется как состояние неравного напряжения в различных системах человека. Для простоты допустим, что одна из внутренних систем находится в состоянии повышенного напряжения, тогда как другие обладают низким уровнем напряжения. Один путь достижения равновесия - диффундирование напряжения системы по всем другим системам, пока не уравняется напряжение во всей внутренней сфере. Если допустить, что при этом энергия из внутренней сферы не уходит, следствие такой диффузии - поднятие напряжения всей системы и увеличение давления на границе между внутренним слоем и перцептуально-моторным слоем. Допустим, этот процесс повторяется вновь и вновь; тогда результатом будет аккумуляция напряжения во внутренней сфере. О таком человеке говорят, что в нем высоко внутреннее напряжение.
Когда граница внутреннего региона не в состоянии больше сопротивляться давлению, возникает внезапный прорыв энергии в моторную сферу, что приведет к возбужденному поведению. Так описываются ситуации припадков и приступов.
Если граница между внутренней системой и перцептуально-моторной областью явно проницаемы, энергия может разряжаться в беспокойной активности. Это - очень простой способ редукции напряжения, хорошо наблюдаемый в период младенчества. Например, голодный ребенок становится беспокойным. Как говорят, беспокойство помогает выпустить пар.
Преобладающий способ возвращения равновесия - осуществление подходящей локомоции в психологической среде. Подходящая локомоция - та, которая приводит человека в регион объекта, удовлетворяющего цели.

Логика принятия человеком решений и совершения действий в модели Левина такова:  процесс мобилизации психики начинается с появления потребности. Она может инициироваться организмом, может переходить из подпороговой в актуальную фазу под влиянием вещей или людей, может быть внушена извне или быть унаследована из прошлого и выйти на первый план после того, как удовлетворены более насущные потребности. Скучающий человек не имеет потребностей, а у деятельного - всегда с собой запас неудовлетворенных, ждущих своего часа.

Актуализация потребности выражается в возбуждении соответствующей ячейки в персоне. Это возбуждение изначально питается энергией из центральных резервов организма, но впоследствии может приобрести собственную энергетику, а также заимствуемую от других возбужденных ячеек. Такое перераспределение отражается понятиями напряжение и процесс.

Процессы бывают двух типов. Непосредственное выравнивание напряжения за счет его перераспределения при взаимодействии ячеек представляет собой почти неосознаваемое мотивационное мышление.  Но главным типом процесса является мышление деятельное, когда взаимодействие ячеек опосредуется перцептуально-моторной системой. Причем существование символического восприятия-действия означает, что реализация деятельного мышления может происходить с различной степенью включения в физическую реальность: от полнокровной  практики через множество ступеней ее частичной имитации до полного умозрения.

Умозрительное деятельное мышление представляет собой воссоздание образов ощущений предметов и действий с ними в воображении. Реальные органы чувств, мышечные и прочие системы организма при этом действуют в особом - свернутом режиме. Подрагивание глазных яблок во сне, голосовых связок при внутренней речи и при беззвучном напевании мелодий - примеры такого режима. Примечательно, что в свернутом режиме физические возможности организма колоссально увеличиваются. В воображении вы можете воспроизвести любой звук, можете за доли секунды стремительно пронестись по знакомому вам маршруту, можете прыгать выше гор, летать и т.п.

Очевидно, что такого рода процессы свойственны не только человеку, но и животным. Подрагивание глазных яблок во сне отмечается, к примеру, и у собак. Когда лиса в погоне за зайцем совершает маневр, чтобы использовать особенности местности и выйти ему наперерез ("экстраполяционный рефлекс" Крушинского), то это решение она принимает отнюдь не в своей "психологической среде" по Левину, а в надстроенной над нею полуабстрактной карте ситуации, в которой ход событий прогнозируется и действует как раз умозрительное деятельное мышление.

Поскольку все поведение суть реализация планов и построено на прогнозе событий и сверке получившихся результатов с намеченными, то необходимо признать, что любая психологическая среда, как минимум, удвоена - ей всегда соответствует полуабстрактный аналог, объединяющий прошлое и будущее.

Существование полуабстрактного двойника психологической среды в модели Левина в явном виде не признается. Вместо этого он вводит динамическое понятие силы для отображения действий умозрительного деятельного мышления непосредственно на карте психологической среды.

Валентности - ценностная значимость вещей или зон в психологической среде, а сила - это вектор запланированной локомоции персоны, выбранный с учетом наличного распределения валентностей на карте среды. Как только вектор силы определен, начинается локомоция персоны в ту зону, куда этот вектор указывает.

Ясно, что такое изображение работы умозрительного деятельного мышления работает лишь в простых ситуациях, связанных с локомоциями персоны по зонам.  Вот как Левин представляет путь человека  через психологическую среду. Например, ребенок проходит мимо конфетной лавки, заглядывает в окошко и хочет конфет. Вид конфеты побуждает потребность, а эта потребность делает три вещи. Она высвобождает энергию и тем самым повышает напряжение во внутреннем регионе (система <хотения конфеты>). Она наделяет положительной валентностью регион, в котором находятся конфеты. Она порождает силу, толкающую ребенка в направлении конфеты.
Скажем так: ребенку нужно войти в лавку и купить конфету. Предположим, однако, что у ребенка нет денег: тогда граница между ним и конфетой оказывается непроходимым барьером. Он подойдет к конфете как можно ближе, быть может, засунет нос в окно, но не сможет достать ее. Он может сказать себе: "Если бы у меня были деньги, я бы купил конфет. Может быть, мама даст мне немного денег". Иными словами, рождается новая потребность, или квазипотребность,- намерение взять у мамы денег. Это намерение, в свою очередь, побуждает напряжение, валентность и вектор. Между ребенком и матерью на карте ситуации нарисована тонкая граница - в допущении, что ребенку нужно прийти домой, найти маму и попросить денег. Другая тонкая граница нарисована между матерью и конфетой, чтобы представить усилие, необходимое для возвращения в лавку и покупки. Ребенок движется к конфете, его путь - через мать. Если мать отказывает ребенку в деньгах, он может подумать о том, не занять ли их у друзей. В этом случае регион, в котором находится мать, окружен непроницаемым барьером, и прокладывается новый путь к конфете - через регион, содержащий друзей.

В этой модели валентности обозначают только притяжение или отталкивание - как в электростатике. А как же электродинамика, радио- и цифровая техника?

Кроме того, персона способна только на локомоции. А как же дистанционное взаимодействие с зонами, как же замена планов (мать могла дать ребенку варенье и тем удовлетворить потребность в сладком, сняв всю проблемную ситуацию с конфетой), как же перевод деятельности в символический пласт (желание конфеты ребенок мог бы снять, сочинив стишок о ней и представив ситуацию в юмористическом плане)...

Необходимо также прояснить вопрос с квазипотребностями и произвольным, т.е. неполевым мышлением и поведением.  Выстраивание пути к удовлетворению потребности через цепочку или даже сеть квазипотребностей - это процесс декомпозиции цели при решении задачи и планировании действий. Реализация же плана, очевидно предполагает исключение всяких отвлекающих моментов, т.е. неполевое поведение, игнорирование валентностей, не имеющих отношения к цели. Приоритет плана над реалиями психологической среды означает, что на первое место по значимости выходит как раз тот полуабстрактный двойник ситуации, которого Левин старается не замечать.

Левин совершенно прав, что переносит планирование действий в психологическую среду, т.е. реальность вне границ персоны. Именно там расположены карты ситуации и там - в конкретных, полуабстрактных или абстрактных пространствах протекает мышление, формируются и реализуются планы действий. Только устроена эта среда сложнее, хотя в ряде случаев это устройство вполне сводимо к локомоциям персоны на плоской карте Левина.

Для описания геометрии многослойной психологической среды, наполненной абстракциями, опосредствованиями и противоречиями зон, нам пригодится модель конфигуратора,  предложенная В.А. Лефевром.

Карте психологической среды по Левину у Лефевра соответствует функциональная проекция ситуации. Но к ней Лефевр добавляет еще две  - монтажную проекцию (карту), о ней мы говорили выше как о полуабстрактном двойнике психологической среды, и рефлексивную проекцию, в которой персона отражает себя и свои отражения в персонах других субъектов.  Устройство, обеспечивающее взаимодействие и взаимное согласование различных проекций ситуации, Лефевр назвал конфигуратором.

Простейшим и всем хорошо известным конфигуратором, говорит Лефевр, является представление 3-мерных объектов в виде 3 взаимосвязанных плоских проекций в начертательной геометрии (отсюда и термин "проекция"). Мозг же способен не только воссоздавать трехмерные образы из стереоскопического восприятия, но и синтезировать из разных проекций многомерные образы предметов, объединяющие настоящее, прошлое и будущее этих предметов, их конкретные и абстрактные смыслы, их ценности, функциональные и инструментальные качества. Именно так мы ощущаем и мыслим предметы, а также оперируем с ними. Вопрос лишь в том, чтобы суметь смоделировать эту непостижимую многомерную математику мозга в достаточно простых образах, которые можно нарисовать на листке бумаги. Причем метод построения модели должен соответствовать организации работы мозга, чтобы модель не только описывала, но и имитировала эту работу.

Доводы Лефевра о трех базовых проекциях представляются достаточно обоснованными. 1. В самом деле, очевидно необходима 3-мерная сенсорная проекция среды, в которой передвигается и действует организм.   2. В то же время необходима и проекция, отражающая потребности самого организма. Ее взаимодействие с картой среды воспринимается и осознается как валентности предметов и зон. Организм может прямо сигнализировать об  актуальности некоторых потребностей (жажде, например), но общий случай - подпороговый, когда персона осознает наличие потребности по возникшим вдруг новым валентностям вещей. 3. Наконец, любому действию, в т.ч. локомоции, предшествует план, формирующийся в полуабстрактной монтажной проекции, в сжатом виде прогнозирующей ход событий и последствия вмешательства персоны в них. При этом на 3-мерную карту ситуации  накладывается цель действия с сеткой подцелей-ориентиров (вектор Левина). А в рефлексивной проекции одновременно происходит конкретизация потребности к цели и ее декомпозиция в сетку квазипотребностей.  Реализация действия сопровождается обратной связью (оценкой промежуточных результатов) по соответствию целям в монтажной проекции и удовлетворению квазипотребностей - в рефлексивной.

Наверное, стоит напомнить, что этот конфигуроидный механизм активного поведения в среде присущ не только человеку и высшим животным, но вообще всем летающим, ползающим и бегающим тварям, вплоть до мельчайших червячков, жучков и мошек.  Конечно, сложность моделей мира радикально разная, но базовый принцип отражения-планирования, похоже, один и тот же.

В книге Лефевра много места уделено описанию логики рефлексивного управления, т.е. предугадывания образа мыслей контрагента и подсовывания оснований для принятия выгодных вам решений. К примеру, мигающий огонек на припаркованном автомобиле намекает потенциальному угонщику, что включена сигнализация. Низенькие заборчики вокруг газонов - тоже намекают потенциальным нарушителям на возможность скандала. Все мошенничества, в отличие от грабежа и вымогательства, построены на рефлексивном управлении. Хитрости военной стратегии и тактики, знаменитые 36 стратагем - тоже. Изучение приемов обыгрывания образа мыслей позволяет понять, как могут возникать так называемые "роковые обстоятельства", построить игровые автоматы, превращающие опасения в явь и т.п.

Лефевр в описании работы конфигураторов использовал образ рисунков на поверхностях. Так, у него физиологическое выступает как рисунок на поле атомов, психическое как  рисунок на физиологическом. Этот прием дает забавные иллюстрации, но он мало пригоден в исследовании реальных конфигураторов. В этом отношении образ подсветки валентностей на карте и перераспределения напряжений в мотивационном пространстве персоны, придуманный Левиным, гораздо удачнее, поскольку связывает энергетику и логику психики.

6. Переструктурирование жизненного пространства

Локомоции и коммуникации - не единственные события, которые могут произойти в жизненном пространстве. Могут быть и иные последствия.

Виды изменений психологической среды: 1. Ценность региона может меняться количественно, например, от менее к более положительному, или же качественно, от положительного к отрицательному. Могут появляться новые валентности, могут исчезать старые. 2. Векторы могут изменяться по силе, по направлению или в обоих отношениях. 3. Границы могут становиться прочнее или слабее, появляться или исчезать. 4. Могут меняться текучесть или ригидность региона.

Для охваченного ужасом человека вся психологическая среда может быть наполнена одним фактом угрозы. Все остальные факты могут исчезнуть, оставив совершенно гомогенную среду. Когда к человеку начинает возвращаться спокойствие, он может обнаружить, что часть среды дает безопасность. В этот момент среда дифференцируется на пространство безопасности и пространство опасности.

Пока что для обсуждения структурных представлений Левина нам было достаточно обычной пространственной репрезентации. Однако для полной репрезентации жизненного пространства необходимо еще одно измерение. Это измерение соотносится с представлением о степени реальности и нереальности. Реальность означает актуальную локомоцию, нереальность - воображаемую. Существуют различные степени или уровни, располагающиеся между актуальностью и чистым воображением.
Например, человек может вступить в клуб, изменить работу, разработать проблему или же он может планировать сделать нечто, или же мечтать об этом. Планирование или размышление - промежуточные уровни между наиболее реалистичным уровнем действия и самым нереалистичным уровнем чистой фантазии.
В целом локомоция осуществляется проще по мере продвижения в направлении нереальности; границы теряют жесткость, а поверхности регионов становятся более текучими.

Левин полагает, что представление об уровнях реальности приложимо не только к структуре среды, но и к структуре персоны. Хотя ни прошлое, ни будущее не могут повлиять на поведение в настоящем, тем не менее отношения, чувства, мысли о прошлом и будущем могут иметь существенное влияние на поведение. Связанные с будущим надежды могут быть для человека гораздо важнее, чем трудности настоящего. Как ожидания могут облегчить наше бремя, так же и тени прошлого могут омрачать настоящее. Таким образом, настоящее должно быть репрезентировано как включающее психологическое прошлое и психологическое будущее.  Это измерение может быть длинным или коротким. Оно может быть определенным или туманным. Его структура может быть простой или сложной, его границы могут быть слабыми или жесткими.

Переструктурирование психологической среды вызывается следующими действиями персоны:

Когнитивное переструктурирование происходит, когда человек обнаруживает новые способы решения проблем, вспоминает что-то забытое или видит в среде что-то, чего раньше не замечал.

Важнейший вид переструктурирования - через локомоции и деятельность. Например, если человек находится в состоянии напряжения в силу отсутствия работы, напряжение снизится, когда он работу найдет. В таких случаях перцептивные и моторные процессы - средства перехода к облегчению от напряжения. Разумеется, для достижения цели может оказаться необходимым переструктурировать среду, и это переструктурирование может предполагать сложные и долговременные действия. Человек, мечтающий быть президентом, может проводить годы в манипулировании средой прежде, чем достигнет успеха. Или же он может так и не добиться успеха, оставаясь в постоянном состоянии неравновесия.

Переструктурирование жизненного пространства возможно и посредством замещений. Напряжение можно редуцировать и восстановить равновесие посредством замещающей локомоции. Это предполагает, что две потребности взаимозависят настолько, что удовлетворение одной снимает напряжение с другой. Наконец, напряжение можно редуцировать чисто воображаемой локомоцией. Человек, воображающий, что он выполнил сложную задачу или занимает выдающийся пост, получает своего рода шикарное удовлетворение, просто грезя об успехе. Мы обеспечены даже набором готовых грез - в виде романов, спектаклей, фильмов.

Наконец, структура жизненного пространства, потребности и локомоции могут инициироваться самой психологической средой или каким-нибудь ее регионом. Такое поведение Левин называл "полевым". Левин считал, что взаимодействие валентных объектов и потребностей должно быть таково, что валентность вещи должна соответствовать смыслу потребности. Если человек подчиняется в основном смыслу потребности — это действие намеренное. Если же человек подчиняется валентности вещей, за которой не стоит потребность, т. е. если происходит как бы «отщепление» валентности вещи от потребности, то такое поведение не намеренное, не волевое, оно «полевое». Признаки «полевого поведения» часто выступают и в обыденной жизни: например, если вы заметите у стоящего перед вами человека в троллейбусе белую нитку на темном костюме, вы захотите ее снять, хотя, как правило, вы не выполните этого желания. Чаще всего подобные явления выступают в аффективно окрашенных состояниях, когда случайные вещи «лезут в глаза». Подобные факты описаны и в художественной литературе. Вспоминается рассказ Леонида Андреева «Рассказ о семи повешенных». Народовольцев ведут на казнь, на виселицу, а их руководителя — Сашу страшно беспокоит, раздражает закопченный фонарь. Еще один пример из романа Л. Н. Толстого — Анну Каренину стали раздражать уши Каренина. Следовательно, у взрослых людей может наступить ситуация, когда возникает «полевое поведение», когда предметы незначимые, не играющие никакой роли, приобретают побудительный характер. Но для этого должна быть ситуация аффективного напряжения. Анну Каренину стали раздражать уши мужа в ситуации отчаяния. До ее драмы с Вронским эти уши ее не раздражали. Вещи начинают «лезть в глаза», привлекать к себе внимание и в иных состояниях, например, при большой усталости.

Рассуждения о переструктурировании жизненного пространства позволяют составить представление о подвижности и пластичности психики. Действительно, не зря ее уподобляют плазме - она способна влиться в любую форму, способна подчинить себе окружающую среду или, напротив, полностью отдаться  ее влиянию, а то и присочинить себе иную среду и жить в фантастическом мире (в снах, например).
В связи с этим необходимо разобраться в том, а что же позволяет психике сохранять самоидентичность и добиваться поставленных целей, невзирая на все препятствия и отвлечения. Чем достигается устойчивость психики и ее адекватность задачам, стоящим перед организмом и личностью? И в чем уязвимости этой адекватности, позволяющие внешним силам и обстоятельствам навязывать психике чуждые ей решения?

Общие основания устойчивости психики достаточно просты и очевидны. Есть целостный организм-носитель психики, и его жизнедеятельность множеством обратных связей неуклонно привязывает психику к выполнению текущих задач, не позволяя ей разбредаться по закоулкам возможностей. Только на отдыхе воображению позволено разыграться, чтобы снять остаточные напряжения внутренних ячеек персоны путем проигрывания фантастических ситуаций (Лефевр в одной из статей отметил, что это эволюционно необходимый механизм, позволяющий психике обучаться выработке решений в обстоятельствах, опасных для жизни).

Другим основанием устойчивости служит постоянство среды обитания и постепенный перевод рутинных навыков восприятия и поведения в этой среде на автоматический уровень, т.е. спуск освоенных приемов в подвал подсознательной автоматики организма. Примечательно, что замена таким образом освоенной среды на иную, чужеродную ведет буквально к заболеванию организма. Таковы случаи ностальгии - оторванный от Родины человек ощущает себя на чужбине как бы погруженным в вязкий кисель отторгающей его среды.  Потеря работы, особенно внезапная, также вызывает депрессию и обострение хронических заболеваний. Вообще деятельность во всякой среде начинается с адаптации - например, спортсменам необходимо привыкание к новой арене - иначе утрачиваются наработанные на тренировках навыки.

Наконец, стабилизируют психику принятые личностью обязательства - принципы, нормы, цели, сверхзадачи, идеалы. Франкл, будучи узником нацистского концлагеря, заметил, что там выживали люди, которые имели в жизни нереализованную цель или идеал, к которому страстно стремились.

Поскольку устойчивость психики жизненно важна для человека, то основания этой устойчивости должны быть защищены от неконтролируемых вмешательств. Организм защищается кожей, одеждой, рефлексами самосохранения, системами иммунитета и обмена веществ с окружающей средой. Среда обитания отгораживается от чужаков особыми знаками, естественными и искусственными преградами. Принятые обязательства утаиваются от посторонних и отстаиваются от посягательств на их действенность и священность.

В визуальной модели психики, предложенной Левиным, устойчивое ядро психики отображается в виде системы центральных ячеек внутреннего пространства персоны. Выше уже говорилось, что хотя бы одна центральная ячейка присутствует всегда - это ячейка потребности ощущать существование организма и переживать состояние его единства и гармонии.

Стабильность работы этой центральной ячейки обеспечивается ее дублированием и взаимным отражением дублей с отрицательной обратной связью (саморефлексия).  Такое самоотражение и рождает феномен сознания как произвольного поля внимания - оперативной памяти системы регулирования, предназначенной для устранения всяческих дисбалансов и решения проблем, с которыми не может справиться автоматика организма. Работа такой системы напоминает зеркальные RAID1-системы в компьютерах, когда массивы записей ведутся параллельно, что повышает быстроту и отказоустойчивость работы памяти. Естественно предположить, что дублирование мозговых структур в виде двух полушарий как раз связано с зеркалированием памяти и саморефлексией. Причем это распространяется на всех животных, имеющих удвоенный мозг.  Зоопсихологи отмечают в у них проявления самосознания и способности к сложным формам инициативного поведения, например, исследовательской активности, мести обидчикам и др. Специфика человеческого сознания, связанная с языковым мышлением (синтез образов и абстракций) и длительной социализацией (приобщение к культуре и надсознанию общественных образований) будет рассмотрена в следующем разделе.

У Левина управление внутри персоны в явном виде отсутствует - там только перераспределение напряженностей между ячейками, а все процессы переструктурирования отданы на усмотрение автоматики организма. Свобода выбора персоны оставлена лишь для определения направления и силы вектора. Но это очевидно не так - в каждом элементе жизненного пространства  действует троичность модели мира по Лефевру, т.е. согласованно работают 3 проекции этого элемента - реальная (энергетико-пространственно-временная), мотивационная и манипулятивная. Часть этих проекций поглощается автоматикой организма и не видна, но нет оснований считать, что эта часть в иных условиях не может попасть в осознаваемое поле внимания. 

Лефевр показал, что саморефлексивное мышление может носить многоуровневый характер и в ситуациях противоборства уязвимо перед более хитрым противником, подсовывающим ложные основания для действий. Есть и другие средства преодоления защитных барьеров личности. Многие из них рассмотрены в монографии Р. Чалдини "Психология влияния".

7. Развитие личности

Разнообразие. Вполне очевидно, что по мере взросления возрастает разнообразие активности человека,- его эмоций, потребностей, информации и социальных отношений,- во всяком случае, до определенного возраста. Затем многообразие может уменьшаться.

Организация. Деятельность человека не только становится более разнообразной с возрастом; возникают также важные изменения в организации. Данная единица поведения проявляет возрастающую сложность. Маленький ребенок вступает во взаимоотношения лишь с одним другим ребенком в определенный момент времени, но ребенок старшего возраста может находиться во взаимоотношениях сразу с несколькими детьми в одно время. Поведение также становится по структуре более иерархическим. Например, маленький ребенок может играть в кубики просто ради удовольствия от активности, но, по мере роста, игра в кубики может стать средством достижения и иных целей, например, получить одобрения или превзойти другого ребенка. Поведение может также усложняться в том смысле, что ребенок более старшего возраста может в течение какого-то периода времени быть включенным в несколько деятельностей. Он может рисовать картинку, быть с другом, прерваться и сбегать куда-то по поручению матери, вернуться к рисованию, поговорить с другим другом, ответить на телефонный звонок и вновь вернуться к рисованию. Маленький ребенок более отвлекаем. В одно время он делает одно дело и, будучи прерван, скорее всего к нему не вернется.

Протяженность пространств активности. У ребенка более старшего возраста выше свобода передвижения. Старшие дети, например, могут переходить улицу, ходить в школу, навещать друзей, чего не могут младшие. Кроме того, с возрастом время становится более растянутым. Младший ребенок - по большей части существо настоящего; для него будущее и - в меньшей степени - прошлое не существуют. По мере взросления ребенок начинает думать о прошлом, строить планы на будущее и рассматривать настоящее как включающее больший отрезок времени.

Внутренняя взаимосвязанность поведения. Простое наблюдение показывает, что поведение младенца представляет диффузные реакции всего тела. Левин называет такое поведение простой взаимосвязью или недифференцированным состоянием. С созреванием из общей активности дифференцируются специализированные и независимые формы действия. Простое единство поведения младенца уступает множественности действий. Некоторая интеграция возникает, когда независимые действия иерархически организуются, но реальная интеграция достигается только на основе того, что Левин называл организационной взаимосвязанностью. Организационная взаимосвязанность представляет комбинирование и интегрирование отдельных активностей или потребностей в большее целое. Игра на пианино, строительство деревянного дома, писание истории предполагает собирание воедино множества отдельных активностей. Левин отмечает, что общая активность с возрастом уменьшается, иерархическая организация возрастает, а степень внутреннего единства, основанная на организационной взаимосвязи, с возрастом колеблется.

Уровень реализма. Обычно, по мере взросления, человек становится более ориентированным на реальность. Маленький ребенок не готов различать реальное и воображаемое. Чувство реальности не может возникнуть, пока ребенок не научится такому различению.

Обозначив некоторые важные изменения, происходящие во время развития, а именно изменения в разнообразии, сложности, протяженности, организации, интеграции, реализме, Левин концептуализирует эти изменения. Используемые конструкты - те же, что обсуждались ранее, поскольку и поведение, и развитие считаются функциями тех же структурных и динамических факторов.

Дифференциация. Это - одно из ключевых понятий левиновской теории личностного развития и относится ко всем аспектам жизненного пространства. Оно определяется как возрастание количества частей целого. Например, с возрастом возрастает количество регионов внутренней сферы. Сравните ребенка и взрослого. У взрослого гораздо более дифференцированные системы напряжения, чем у ребенка. Аналогично, с возрастом становится более дифференцированной психологическая среда. Временное измерение дифференцируется на отдаленное прошлое, близкое прошлое, настоящее, близкое будущее и отдаленное будущее. Возрастающая зрелость вносит возрастающую дифференциацию и в измерение реальности-нереальности. Ко времени приближения взрослости человек в какой-то мере научается отличать не только правду от лжи, но и различные уровни возможности и вероятности.

Свойства границ. Большая дифференциация человека и психологической среды объективно означает возрастание количества границ. Не все границы схожи. Они отличаются по силе. В целом границы у ребенка менее прочны, чем у взрослого. Например, граница между ребенком и его психологической средой слабее, чем между взрослым и его психологической средой. Этим объясняется то, что ребенок больше подвержен влиянию среды и ему легче, чем взрослому, расходовать внутреннюю энергию. Ребенок в большей мере является частью среды. В сущности, в первые недели жизни между ребенком и средой может и не быть вообще никакой границы. Слабость границы во внутренней сфере ребенка означает, что у него легче, чем у взрослого, одна потребность может замещать другую. Аналогично, для ребенка характерны слабость границ в измерении реальность-нереальность и во временной перспективе.

Интеграция. Дифференциацией и изменением свойств границ можно объяснить многие факты развития, но они не могут объяснить возрастающую организованность и интеграцию поведения с возрастом. Необходимо другое понятие - Левин обозначает его как организационную взаимозависимость. Чтобы оценить, что обозначается этим понятием, полезно противопоставить его простой взаимозависимости регионов. Рассмотрим, к примеру, две соседствующих и взаимозависимых напряженных системы а и b. Когда а приходит в состояние повышенного напряжения, энергия перетекает из а в b до тех пор, пока между двумя системами не возникнет состояние равного напряжения. Точно так же, если повышается уровень напряжения в b, энергия будет перетекать в а. Влияние взаимно. Это - тот род отношений между напряженными системами, который, как представляется, существует у младенца. Нарушение в одном регионе распространяется на другие регионы внутренней сферы и наружу посредством моторики в массивном, диффузном высвобождении. Голодный ребенок беспокоен весь, целиком. По мере созревания ребенка, влияние соседних напряженных систем друг на друга теряет, как представляется, свойства взаимности. Вместо простой взаимозависимости возникают отношения управляющего и управляемого. Напряженная система а таким образом управляет напряженной системой b, чтобы а могла дать выход энергии без обязательного конечного равенства между системами. Простой пример организационной взаимозависимости - управление моторикой со стороны внутреннего региона или регуляция восприятия со стороны внутреннего региона.

Кроме того, напряжение в организационной взаимозависимости не диффундирует из региона в регион только на базе принципа близости. Развивается селективность - отдаленные друг от друга системы могут доминировать или управлять друг другом. Может установиться целая иерархия доминирования-субординации: регион а может управлять регионом b, тот - регионом с и т.д. Это объясняет, между прочим, способность взрослого создавать и доводить до конца сложные планы поведения, способность, которой ребенку недостает.

Левин уподобляет организационное единство человека организации с одним руководителем. Когда вместо одного главы появляется несколько, единство уменьшается; когда возникает новый центральный глава, единство увеличивается. Таким образом, единство взрослого не развивается прямолинейно, а проходит фазы убывания и роста.

Любая теория развития должна принимать во внимание возникающие время от времени регрессии. Левин внес существенный вклад в наше понимание регрессии - вклад теоретический и экспериментальный. Во-первых, он различает ретрогрессию и регрессию. Ретрогрессия означает обращение к ранним формам поведения, имевшим место в жизненной истории человека, тогда как регрессия означает переход на более примитивную форму поведения независимо от того, вел ли человек себя когда-либо прежде таким образом. Исходя из определения, гораздо легче изучать регрессию, нежели ретрогрессию,- нет необходимости выяснять, имело ли место такое поведение прежде в жизни субъекта. Кроме того, при изучении регрессии экспериментатор может извлечь пользу из возрастных норм, установленных для различных видов активности. Например, если двухлетний ребенок определенным образом играет с игрушками, тогда как четырехлетний играет иначе, можно задаться вопросом, при каких условиях четырехлетний ребенок будет регрессировать к игровому уровню двухлетнего. Левин и его сотрудники провели такие эксперименты и выяснили, что одним из факторов возникновения регрессии является фрустрация (болезненное переживание неспособности достичь намеченной цели).

 
   

Для Левина было важно установить, что окружающее психологическое «поле», окружающая ситуация таят в себе возможность вызвать действие в направлении предмета с положительной валентностью или уйти от предмета с отрицательной валентностью. Это означает, что субъект с его внутренними заряженными системами и окружающая ситуация («психологическое окружение») составляют единый континуум.

 

Валентность предметов, взаимодействуя с квазипотребностями, формирует человеческое поведение. Проблема воли, намеренного, волевого действия сводится для Левина к проблеме преодоления сил, существующих в поле. Таким образом, волевое действие, по мнению Левина, это такое, которое совершается не под влиянием «поля». В возможности «стать над силами поля» К. Левин усматривал волевое поведение.

Курт Левин обнаружил, что эффективность социального влияния зависит от наличия путей, каналов, позволяющих перевести мнение или пожелание в конкретное действие. Когда во время Второй мировой войны к американцам обратились не с общим призывом: «Покупайте облигации военного займа», а с конкретным: «Купите еще одну стодолларовую облигацию!» и указали время и место, где это нужно сделать, то число купивших выросло вдвое и достигло 50% всех лиц, получавших зарплату. (При этом, в отличие от СССР, в США никого насильно не заставляли покупать государственные облигации).


Вопросы и замечания mailto:feod@narod.ru

До новых встреч!
Юлий Феодоритов

 

 Источники   

Теории, концепции, прогнозы

Феномены Сети и компьютинга

На главную

Рейтинг@Mail.ru

Сайт создан в системе uCoz