Зареалье: феномены Сети и технологии работы с ними
Цикл # Гипермедиа Опыт19-4 (анализ каркаса)

Анализ композиции "Зеркало"
 

Уважаемые коллеги!
Многословие - вынужденное следствие попыток разобраться в тайнах Интернета и компьютинга.
С опытом приходит лаконичность. Вот и сейчас мы вкратце рассмотрим технологию "Зеркало", уже отойдя от канонов, предписанных ее автором, Сергеем Белозеровым (каноническое описание см. здесь) . При этом я буду опираться на свой собственный опыт работы с "Зеркалом".

По мнению Белозерова, в психику человека встроены микросхемы-композиции (наподобие БИОСа компьютера), управляющие его судьбой.  Такие микросхемы действует у разных людей от 2 до 5 лет, после чего стихийным образом заменяются на новые. Эти микросхемы спрятаны от вмешательств сознания - чтобы психика не "зависла", как нечто подобное бывает с компьютером при сбоях БИОСа.

Если ваша нынешняя судьба по каким-либо причинам не устраивает вас, то нужно "перепрошить БИОС" психики. В отношении подсознания - такая перепрошивка осуществлялась процедурой "Новелла". Здесь же мы пройдем процедуру "Зеркало", работающую с надсознанием - комплексом условий среды, управляющим нашим поведением.  Конечно, проще всего было бы сменить саму эту среду - уехать в другой город, другую страну, а еще лучше - на другую планету в другой галактике. Но это, увы, не всегда возможно (хотя для любителей фантастики ничего невозможного нет ;0).  Тогда у нас остается другая возможность - изменить основы своего восприятия жизненных обстоятельств и через это приспособиться к невыносимому миру. О том, что такие превращения возможны, свидетельствует, например, "синдром  заложника" - это когда жертва террористов исполняется к ним нежными чувствами, и через это защищает себя от истерики и следующей за нею неминуемой гибели.

Вот действительный каркас "Зеркала", очищенный от авторских излишеств:

Матрица "Дома души"
(цветом выделены элементы, дополненные в соответствии с логикой матрицы)

Мотивы покой творчество взаимопонимание любовь почтение покровительство заработок
Избегания конфликты рутина обман отчуждение непослушание неудачи увольнение
Ценности здоровье открытия честь взаимоподдержка порядок репутация деньги
Сокровенное эгоизм радость творчества любовь к истине дружба дорогих людей, эротика опека служение скупость
Убеждения осторожность поддержка творчества справедливость романтика отец солдатам слуга царю терпимость
Правила не соваться варьировать обстановку не лгать без нужды ухаживать за близкими организуй и обеспечь без патрона и ружье не выстрелит быть как все
Характер нелюдимый ведомый обстоятельствами скрытный верный либеральный сервильный надежный

Белозеров следующим образом описывает взаимодействие композиций самосознания и надсознания:

Первые же наблюдения за тем, что происходит внутри нас, приводят к простейшему представлению: при зарождении поступка в человеке происходит внутренний диалог (свернутый или развернутый) — обсуждение ситуации в невидимом для других разговоре с самим собой. Вступают в него два наших «Я»: два вечных оппонента внутри личности, которые могут не договориться — и тогда мы обречены на душевный разлад, конфликт, или придут к соглашению и санкционируют поступок. Вот эти оппоненты:
«Я—Я» «Я—другие»
«Я—другие» — это второе «Я» личности. Это адаптивное социализированное «Я», ведающее регуляцией отношений человека с другими людьми и отвечающее перед ними и перед «Я—Я» за то, чтобы эти отношения строились бесконфликтно.
«Я—Я» — это глубинное ядерное образование личности, отвечающее перед собой за сохранение своей идентификации, своих сокровенных ценностей, чувств, убеждений, без которых оно теряет свою сущность, самое себя. Это первое Я личности.
Из наличия этих двух «Я» следует тройственная структура личности:
«Я-Я» + «Я-другие» = «Я1» + «Я2» + «другие» (иными словами, Я1 - это ядро личности, ее самоидентификация; Я2 - это роли, которые она играет в разных отношениях и ситуациях; "другие" - это образы или куклы других субъектов, с которыми она взаимодействует во внутреннем мире, выстраивая планы реальных поступков)
Получается, что «Я» человека не что-то бессодержательно мистическое, невесть откуда берущееся, а во многом индивидуально преобразованный мир — «Я-мир». И в этом «Я-мире» постоянно происходят диалоги и «триалоги» между «Я1», «Я2» и миром «других». Для всех возникающих споров между двумя всегда находится третий, который рассудит распалившиеся страстями стороны с присущим судье объективным сторонним взглядом.
Надо сказать, что внутренние конфликты между ними — постоянный источник становления и развития личности или, наоборот, отступления личности от самой себя. Человек стремится сохранять баланс между двумя основными подструктурами своей личности (Я1 и Я2), то есть оставаться самим собой и в то же время сделать максимально приемлемым свою личность для общества других людей.
Для этого, соответственно, существуют три стратегии:
первая — развивать и увеличивать гибкость своего адаптивного «Я2», чтобы с его помощью строить и регулировать отношения с другими людьми;
вторая — учиться разбираться в себе, постигать себя, истинное ядро своей личности Я1, отделять «зерно» от «плевел», чтобы совершенствовать его и с его же помощью бесконфликтно строить взаимоотношения со своим вторым социальным, адаптивным «Я2», которое будет хорошим «подчиненным» у первого лица (истинного «Я1»), если только его «руководитель» не будет узурпатором, автократом, «тупым» и «недалеким» начальником, не разбирающимся ни в себе, ни в подчиненном, ни в том, для чего он управляет;
третья — время от времени разбираться в своих представлениях о мире "других", в котором живут «Я1» и «Я2», и следить за тем, чтобы не погрязнуть в иллюзиях и стереотипных взглядах. 
Именно поэтому каждый человек неминуемо должен учиться методам познания трех своих «Я» («Я1», «Я2» и «другие») и методам совершенствования их организации и развития. Легче всего это делать, имея непосредственно перед собой свой же собственный материал, на котором можно разбирать свои же учебные и опытные ситуации. Таким материалом служит наше индивидуальное содержание, которым заполнена композиция «Зеркало».

Я1 настраивается процедурой "Новелла", Я2 - процедурой "Зеркало", а "другие" - процедурой "План", которой мы займемся в следующем выпуске.

При всех достоинствах разработок Белозерова в этой теоретической вставке нельзя не упомянуть о принципиальной ограниченности его метода композиций, а также о слабом понимании им природы и механизмов надсознания (очевидно его незнание открытий школы Курта Левина).


Подведем итоги.

На основе выявленных связей в матрице "Дома души" теперь можно строить внутренние схемы размышлений и переживаний, которые помогут настраиваться перед ситуациями и строить, если необходимо, внешнюю и внутреннюю психологическую защиту. Установление дополнительных связей полезно также для повышения гибкости поведения: за счет включения обходных путей можно позволить себе гораздо более широкий спектр вариантов поступков.

В частности, я по-новому стал воспринимать рутину, которую прежде ненавидел. В ней, как оказалось, содержится и много положительного. Творчество же, как выяснилось, не столь уж и замечательно, т.к. в значительной степени иллюзорно. Самым же главным открытием стало понимание могущества надсознания именно для меня. Я обычно считываю задачу из обстоятельств и азартно ее решаю, пока не решу. А о том, каковы же мои собственные интересы, какова моя стратегия предпочитаю не думать.

Однако это самый слабый из возможных результатов - приобретение некоего нового знания. Гораздо интереснее было бы ощутить эффекты перепрошивки БИОСа надсознания. Понаблюдаю, что получится далее, - и если Вы тоже пройдете для себя процедуру "Зеркало", то можно будет обменяться наблюдениями...

Вот и всё пока... Вопросы и замечания feod@narod.ru

До новых встреч!
Юлий Феодоритов,
 

 Источники   

Теории, концепции, прогнозы

Феномены Сети и компьютинга

На главную

Рейтинг@Mail.ru

Сайт создан в системе uCoz