Зареалье: феномены Сети и технологии работы с ними
Цикл # Гипермедиа Опыт19-3

Композиция "Новелла"

Аннотация. "Новелла" - технология психологической самоорганизации и самопрограммирования своей жизни. Технология включает процедуры "Образ", "Я-мир", "Новый образ", "Путешествия в прошлое и будущее", "Тонкие нити судьбы", выбора критериев оценки компонентов модели жизни. (Белозеров С.М. Организация внутреннего мира человека и общества. Теория и метод композиций. - М.: Алетейа, 2002. - 768 с.)

Бери ношу по себе, чтоб не падать при ходьбе

Собирание модели не должно быть для вас простым развлечением или только средством для успокоения, вроде раскладывания пасьянса. К нему нужно относиться как к управляемому таинству, личному психологическому обряду, который вы совершаете наедине с собой во имя полнокровной жизни своей души и укрепления сил своего духа.
Смысл этого обряда требует поглощения всего вашего внимания самим содержанием вашего внутреннего мира на волнующую вас тему. Обряд не терпит суеты и торопливости, и лучше всего совершается постепенно и не за один раз, в атмосфере спокойного размышления и бесстрастного переживания всего, что накопилось в вас в пределах избранной темы. Он может занять больше или меньше времени — конкретную продолжительность подскажет его содержание, процесс вспоминания, переживания, осмысления и упорядочивания.
 

Название «Новелла» происходит от латинского novella, что означает новые законы. Совершенствование композиционных моделей, регулирующих собственную жизнь человека,  имеет тот же смысл - установление новых законов для самого себя, для своей жизни, для ее сознательного изменения.

На чем основан такой способ моделирования, самоорганизации и самопрограммирования? На двояком понимании известной оценки человека, которая обычно звучит так: «Он умеет жить». Ее следует понимать в двух смыслах.
Первый — «он умеет адаптироваться, точно и полно ориентироваться в обстоятельствах, которые предлагает жизнь, умеет находить, выбирать и использовать условия для реализации своих возможностей, строить деловые и личные отношения с самыми разными людьми».
Второй смысл может быть изложен так: он не изменяет себе, а устраивает в жизни свою душу, адаптируется к условиям реального мира, отдавая себе отчет в том, что смысл существования тела — обеспечение жизни души; он и профессию выбирает, прежде всего, по принципу «производства» радости для своей души в процессе «приобретения материальных благ»; отношения с другими он строит и своих целей в контактах с другими достигает, не «притесняя» собственную душу; он хорошо понимает, что каждому человеку денег нужно ровно столько, чтобы обеспечить реализацию предназначений — своего, супруги и своих детей (а возьмешь лишнее — сам себе не позавидуешь). Он не разделяет житейскую философию, которую иные люди вкладывают в поговорки: «если ты такой умный, то почему ты не богатый», «денег много не бывает», «не в деньгах счастье, а в их количестве» и т. д. Мудрость веков давно отбросала подобный хлам и выразила свое отношение к деньгам в известной притче:
«Ученик спросил Мастера: "Насколько верны слова, что не в деньгах счастье?" Тот ответил, что они верны полностью. И доказать это просто. Ибо за деньги можно купить постель, но не сон; еду, но не аппетит; лекарства, но не здоровье; слуг, но не друзей; женщин, но не любовь; жилище, но не домашний очаг; развлечения, но не радость; учителей, но не ум. И то, что названо, не исчерпывает список».

Можно ли уйти от судьбы? Как определить предел своих возможностей и найти свой единственный путь для их реализации? Как двигаться по этому пути, не надрываясь? Как обратить судьбу из противника в своего союзника?
Чтобы ответить на эти трудные, но близкие и понятные всем вопросы и не дометить при этом типичных ошибок, приготовьтесь провести увлекательную, но необычную психологическую работу. За какие-то 3-5 часов вы проживете свое прошлое, настоящее и несколько лет будущей своей жизни. Вы все увидите, оцените, а потом исправите так, как вам самому захочется. А дальше попробуете жить по сценарию, который вы сами улучшили. Пусть даже не совсем сами, а вместе с программой «Новелла».

Внимание! Это обещание Белозерова сопряжено с риском. Если вы чувствуете опасность, спрятанную в вашем прошлом, с которой вы сможете и не совладать, то лучше это прошлое не ворошить без помощи опытного наставника - психолога, психотерапевта, психоаналитика. Технология "Новелла" заменить такого наставника не в состоянии.

Сначала примите три главные идеи, на которых основано психологически верное построение жизни (каждая идея сформулирована в виде вопроса с ответом).
1. Первая идея – для чего строить? Для приобретения постоянного психологического равновесия. Только оно и приносит радость полного согласия с самим собой при каждом вашем шаге по жизни.
Насколько оно важно, это внутреннее равновесие? Многие его недооценивают, а ведь только его достижение и поддержание вводит нас в то состояние, которое для многих неуловимо (как они считают) и именуется столь вожделенным словом «счастье». К сожалению, мы строим свою жизнь, подгоняя, приспосабливая ее больше к миру, к внешним обстоятельствам, к другим людям, а не к себе, не к своей личности. Вот и получается, что собственная жизнь становится нам «не по душе». При этом, бывает, мы еще и казним себя за «эгоизм» на том основании, что стараемся жить лишь для себя. На самом-то деле мы разбазариваем свою жизнь направо и налево, подделывая ее под кого-то и отдавая ее, в конце концов, другим. Так и живем «поддельной» жизнью. Выход? Он очевиден: жизнь нужно строить одновременно по двум ориентирам — «по миру» и «по душе», отдавая ведущую роль ориентиру своей души. Мир состоится и без вас, а вот вы можете не состояться.
2. Вторая идея — из чего строить? Из собственного опыта, знания настоящего и размышлений о будущем. Ваш жизненный опыт гораздо богаче, чем вы сами себе это представляете. Он включает знания о неудачах и успехах других людей. Но главное — только в нем содержатся уникальные данные о всех попытках вашей личности войти, включиться своей жизнью в жизнь других людей и всего общества. Это настоящий золотой запас, а вы не используете и десятой его доли. Не всегда знаете, с какой стороны к нему подойти, как его взять и как приложить ваш личный опыт к организации собственной жизни. Это обстоятельство осложняется еще и тем, что многие не знают психологических способов соединения своего прошлого личного опыта, своей настоящей жизни с желаниями и мыслями о будущем для построения психологического сценария собственной жизни.
3. Третья идея — как строить? По заданным правилам пройти свой жизненный путь от прошлого через настоящее к будущему, фиксируя свои шаги примерно так, как это делается при раскладывании пасьянса, в увлекательной игровой форме. Затем проанализировать и оценить получившийся вариант сценария вашей жизни по психологическим критериям. После этого внести в сценарий изменения, которые вам по душе, и далее — проверить обновленный сценарий в реальной жизни. Только не нужно забывать, что хозяин у этого предприятия, которое называется «жизнь», один — это вы, единственный и неповторимый. И для того, чтобы ваше предприятие-жизнь производило такой необычный продукт, как ваши радости и счастье, управлять им придется вам самому. Вам же — осуществлять ваш план-сценарий, не отклоняясь от него и ни на кого на свете не надеясь.
Жизнь по психологическому сценарию кардинально отличается от ситуации, когда человек решает «начать новую жизнь с понедельника». Дело в том, что сам психологический сценарий совершенно не похож ни на один план жизни, в котором расписаны дела, режим дня, даны себе обещания и прочее Психологический сценарий по технологии «Новелла» — это встроенный внутри вас психологический каркас, закрепляющий основные направления жизни, берущий свое начало в глубинных пластах вашей личности. Его невозможно нарушить, если вы уже начнете жить по его правилам, схемам и алгоритмам, потому что он для вас естественен, органичен и к тому же построен с учетом жизненных условий и обстоятельств, в которых вы оказались.
Но сначала сценарий необходимо построить и пережить хотя бы одни раз в диалоге с самим собой. А потом в течении месяца-двух вращивать его в свой внутренний мир, привыкая к новым поворотам и реакциям вашей души при столкновении с реальностью. Практически вы приступаете к самообучению, и учебным предметом для вас становится задача: как построить собственную жизнь для реализации своих возможностей и способностей.

Чтобы овладеть технологией «Новелла», нужно начать с формирования образных метафор, влияющих на вашу судьбу помимо вашей воли. Для этого проделайте три предварительные процедуры: «Образ», «Я-мир» и «Новый образ».

ПРОЦЕДУРА «ОБРАЗ»

Представьте себе образ, который выражает сущность вашей жизни, ее место и положение в окружающем вас мире, среди других людей. Постарайтесь найти реальный образ вашей жизни — такой, какой она складывается на сегодняшний день, а не такой, какой бы вы хотели ее видеть, настройтесь на реальное существование вашего «Я» в мире.
Этот образ может быть любым: похожим на какую-то вещь, событие, человека или быть самой этой вещью, событием, человеком, любой аналогией, фантазией, выдумкой, рациональным построением, плодом воображения — т. е. чем угодно и каким угодно — не ограничивайте себя, будьте свободными. Если у вас есть только смутное ощущение образа вашей жизни, то для превращения его в зрительный образ можете обозначить его словами («что-то жесткое, липкое с острыми местами...», «не знаю... что-то туманное, но приятное, даже веселящее, как шампанское...») или любым знаком или символом, чтобы он хорошо напоминал вам ощущение вашей сегодняшней жизни.
Когда он начнет проявляться в вашем сознании, попытайтесь его поймать, зафиксировать словами, символом, любым знаком или рисунком. Образ можно считать готовым, когда вам уже не захочется изменять его.
Вот примеры таких образов из работы по методике «Новелла».
Мужчина Б. нарисовал плывущее по бурной горной реке бревно и восседающего на нем человека с шестом, пытающегося удержаться на бревне и не свалиться в реку. Вдали на равнине река резко расширяется и очень спокойна. Вдали на берегу стоит красивый трехэтажный дом. Над мужчиной нарисован самолет с веселыми лицами в иллюминаторах. По берегам горного участка реки люди, которые развлекаются тем, что бросают в реку камни и попадают в человека. Рядом с бревном плывет широкий бревенчатый плот с мотором. На плоту никого нет.
Женщина С. нарисовала огромный клубок ниток (больше нее), себя, вяжущую что-то из этих ниток, окно, в котором много людей, человека, заглядывающего в ее окно. На стене картина, на картине детский рисунок «Мама и я».

Рисовать совсем не обязательно. Можно просто представить себе образ или описать его устно, или письменно. Любой нарисованный или написанный знак или символ нужен, чтобы закрепить образ в памяти.

ПРОЦЕДУРА «Я-МИР»

Выберите в предлагаемых вам списках те «места» в мире, которые вы психологически не переносите, в которых вашей душе не по себе, трудно, это «место», как говорят, «не мое», и наоборот — те среды, в которых жизнь вашей души протекала бы наиболее психологически комфортно, т. е. в максимальном согласии с собой и с миром, с людьми; речь не идет о «местах» для физического комфорта (баня, массажная...) или дискомфорта.
Внутри каждого из предложенных ниже семи списков «мест» для жизни вы можете выбрать несколько таких, которые вам импонируют (со знаком «плюс») и несколько внутренне отторгаемых (со знаком «минус»), а можете не выбрать ни одного. Но тогда нужно их вообразить самому или выбрать их в любых других списках. Главное, чтобы, как минимум, было 14 «мест»: минимум семь «ваших» (+) и минимум семь «не ваших» (-), если вы будете работать с матрицей «Новелы» 7x7.
Списки «мест» для жизни (примеры)
1. Вода:
ручей, река, разлив, водопад, фонтан, канал, пруд, болото, лужа, озеро, море, залив, пролив, прилив, отлив, океан, течение в море, океане, прибой, штиль, шторм, легкая волна, цунами, ливень, дождь грибной, снег, лед, лавина, бассейн, ванна, душ, сильная струя из брандспойта ...
2. Воздух:
небо, облако, облака, тучи, ветер, безветрие, легкий ветерок, сквозняк, бриз, ясное утро, сумерки, теплый поддень, буря, ураган, смерч, туман, воздух с разными запахами, чистый свежий воздух...
3. Суша:
горы, вершина горы, ущелье, пещера, плато, у обрыва, пропасть, землетрясение, извержение, долина, поле, степь, остров, пляж, дорога, тропинка, лес, поляна, подземное пространство, тоннель, город, деревня, дом, квартира, крыша...
4. Космос:
солнце, луна, планеты, звезды, созвездия, кометы, пространство, черная дыра, орбита, галактика, Вселенная, млечный путь, созвездие, спутник, кольцо Сатурна, вакуум, рождение новой звезды, заброшенная неизвестная планета...
5. Микромир:
пылинка, песчинка, соринка, перышко, острие, атом, микрочастица, точка, капля, листок, почка, искра, лучик, огонек, узелок, мгновение, прикосновение...
6. Вещи, предметы, объекты:
диван, инструменты, музыкальный инструмент, маска, автомобиль, поезд, самолет, чашка, кастрюля, стол, варенье, водка, тоник, яблоко, конфета, колбаса, хлеб, пшеница, сено, стог, ковер, дверь, конвейер, шляпа, очки, платье, кошелек, справочник, компьютер, окно, дерево, воздушный шар...
7. События, отношения, состояния:
праздник, будни, похороны, тусовка, дискотека, наказание, хозяин-раб, управление, командировка, туристическая поездка, кругосветное путешествие, творческая беседа, драка, борьба, партнерство, спектакль, задушевная беседа, награждение, похвала, изучение, исследование, чтение, угождение, панибратство, власть, слава, братство, удовольствие, свобода, красота, истина, любовь, тайна, чудо, авторитет...
Ваши выборы записывайте так, например:
1 — ручей (+), ванна (-);
2 — туман (+), безветрие (-);
3 — поляна (+), пропасть (-);
4 — пространство (+), спутник (-);
5 — капля (+), соринка (-);
6 — шляпа (+), конвейер (-); ,
7 — дискотека (+), панибратство (-).

По каждому из семи «ваших» (+) «мест» нужно ответить на вопрос: почему вы предпочли это "место", чем оно притягательно для жизни вашей душе?
По каждому из семи «не ваших» (-) «мест» нужно ответить на вопрос: что в нем не устраивает, не подходит для жизни вашей души?
Внимание: для любого «места» может быть подобрано сразу несколько ответов-объяснений, т. е. названо сразу несколько критериев их предпочтения (+) или отторжения (-).
Например, для «места» туман (+):
— «люблю, когда не все ясно, есть какая-то таинственность в жизни»;
— «хорошо, когда ты не на виду, не надо ни перед кем отчитываться»;
— «можно остаться незаметным — никто не достанет тебя, всегда можно как бы "раствориться"».
Например, для «места» спутник (-):
— «здесь чувствуешь свою зависимость от главного, так сказать, "тела"»;
— «нельзя знать, что с тобой будет в следующий момент»;
— «ты никому не нужен, болтаешься где-то на задворках».

Нет необходимости много писать! Важно фиксировать каждый ваш Ответ, хотя бы одним ключевым словом-памяткой, чтобы не забыть, что вы имели в виду. Лучше, если эти слова-памятки точно и емко выражали бы суть критериев — чем здесь хорошо для вас (+) и чем плохо (-).
Результат процедуры «Я—мир»
Вы получаете два дополнительных списка критериев (+ и -):
— отрицательные и частью положительные критерии будут направлять вас при построении первой модели, которая полностью разъяснит вам, как и почему жизнь, ситуация, карьера складываются на сегодняшний день;
— положительные будут направлять вас при построений второй модели, которая может быть основана и на коррекции первой модели; вторая модель полностью раскроет вам новые возможности улучшения вашей жизни, ситуации, карьеры, поможет сделать их такими, какими вы желаете их видеть с учетом ваших особенностей, способностей и возможностей.

ПРОЦЕДУРА «НОВЫЙ ОБРАЗ»

Выполните то же самое, что и в процедуре «Образ», но представьте новый образ, который впитал бы в себя все (+) и избавился бы от всех (-) вашей жизни, найденных в процедуре «Я-мир».
Примеры:
Мужчина Б. нарисовал человека на плоту, включившего мотор, плот доплыл до того места, где горная часть реки заканчивается; люди, бросающие камни, остались позади.
Женщина С. нарисовала два свитера - большой и маленький, - клубок маленький, в окне человека уже нет, нет и других людей, а есть дорога и дерево; в комнате, сидя в кресле, человек играет с ребенком, женщина звонит по телефону.

ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ

Процедуры «Я-мир», «Образ» и «Новый образ» помогли «Новелле» включить вас в постижение психологии жизни вашей души и заново узнать вашу настоящую и будущую жизнь на уровне целостных образов и серии сопутствующих переживаний и ощущений.
Следующий шаг надо сделать с противоположной стороны, начать двигаться не от целого, не от общего, а от конкретного — событий, деталей и частностей вашей жизни. Нужно ответить себе на три вопроса, касающихся прошлого, настоящего и будущего вашей жизни.

Путешествие в прошлое — «Воспоминания»

Постарайтесь восстановить в памяти корневые события вашей жизни — корни — события прошлой жизни, так или иначе определившие вашу судьбу, ход вашей жизни и ее настоящее — корни, из которых она выросла: знаки судьбы, сны, особые или странные случаи, в какой-то степени определившие вашу жизнь, те желания, начинания, мечты, задумки, которые так или иначе воплотились в жизни и сохранились в памяти как теплящиеся угольки, смутные или, наоборот, яркие воспоминания далекого детства, отрочества, юности. Для этого обратитесь к перечню критериев контента корни, а также к (+) и (-), которые были найдены вами в процедуре «Я-мир». Эти критерии будут наводить вас на нужные воспоминания. Вас не должно беспокоить, что среди них будут не только положительные (добрые) корни, но и отрицательные (злые). Это совершенно нормально для воспоминаний о начале жизни, так тоже бывает.
Из потока воспоминаний выделяйте только самые главные для вас — корневые, хотя для других людей они могли пройти совершенно незамеченными.
Их должно быть не меньше семи. Пронумеруйте их в порядке вспоминания: K1, K2, К3, К4, К5... Если они были навеяны, наведены критериями, то запишите их парами — критерий/корень.
Помимо прочих, всплывут в памяти и те, которые, на ваш взгляд, не оказали прямого влияния на вашу настоящую жизнь, но имеют какое-то отношение к вашей будущей судьбе. Среди них могут быть события, которые, следуя точному слову А. Грина, мы называем «несбывшееся». Все воспоминания, имеющие отношение к новой желаемой модели жизни, нужно отнести в отдельную группу под названием начала. Начал тоже должно быть не меньше семи. Пронумеруйте их в порядке вспоминания: Н1, Н2, Н3, Н4 . . .
Очень важно ловить себя на ощущениях! Вы можете даже не вспомнить, но только смутно почувствовать какое-то движение души, которое немыми губами говорит о реальном событии начала жизни: «Что-то здесь есть, а что конкретно, вспомнить не могу». В таких случаях воспоминание записывайте в виде ощущений, чувств или аналогий, например: «Что-то тугое, щемящее, и вместе с тем — как вода на голову из ведра»; «Похоже на фильм без конца, чувствую слабость»; «Как будто ветер в закрытой банке рвется, какая-то жалость и вера»; «Стол, гипс, дерево, кусок тряпки, стыд»; «Одинокое дерево и осень, но не плохо» В таких воспоминаниях-ощущениях важно уловить их суть и правильно выразить в словах или просто в наборе слов, дать не только образ, или набор слов, но и сопутствующие им чувства, мысли, ощущения.
Какие-то из них вы можете отчетливо вспомнить, но пожелаете скрыть или открыто не формулировать, тогда запись произведите условными знаками или словами, которые понятны только вам.

Воспоминания о сознательном прошлом

Вспомните те события в прошлом, на которых вы сознательно или бессознательно учились — обозначим их словом опыты — удачи, неудачи, победы, ошибки. В этом вам помогут, в первую очередь критерии контента опыты, данные ниже, будут полезны критерии других контентов композиции «Новелла» и «Зеркало», а также «плюсы» и «минусы», найденные в соответствующих процедурах «Я-мир» и «Я-другие».
Некоторые из событий-опытов тоже могут не вспоминаться, хотя и относиться к периоду сознательного прошлого. Поэтому, фиксируясь на опытах, ловите себя на ощущениях, так же, как и при воспоминании корней.
Какие-то из них вы можете отчетливо вспомнить, но пожелаете скрыть или открыто не формулировать, тогда запись произведите условными знаками или словами, которые понятны только вам.
Остановитесь на выборе самых важных опытов — минимум семь воспоминаний. Пронумеруйте их в том порядке, в каком они всплывали в памяти: О1, О2, О3, О4... События-опыты, наведенные критериями, записывайте парами: критерий/опыт.
Как быть если вспоминается только три, четыре, шесть, но не семь опытов? Припомните круг людей, с которыми вы были тесно связаны в жизни, хотя бы несколько человек, и соотнесите с ними ключевые слова со знаками (+) и (-), полученные в процедурах «Я-мир» и «Я-другие», тогда искра воспоминания может пробиться, например: «Дедушка — безопасность (+)» и вы вдруг вспомните, что он спас вас на пожаре, и этот случай почему-то покажется вам очень важным опытом жизни. Этот же прием используйте и при воспоминаниях о начале жизни (предыдущий раздел — «корни» и «начала»), а также при наборе воспоминаний для других контентов композиции «Новелла».

Воспоминания о настоящем (ближайшем прошлом)

Вспомните все, что вы делали сегодня, вчера, прошлую неделю, месяц назад. Называйте подряд, как приходят в голову, все мелкие и крупные, домашние и не домашние дела, занятия, развлечения, визиты, тренировки, скрываемые акции (обозначив их «х»), в общем, любые отрезки времени, из которых и состоит ваша жизнь, за исключением ночного сна. В ваших воспоминаниях опирайтесь на наводящие свойства критериев контента «направления», а также критериев других контентов, «плюсы» и «минусы» из процедур «Я-мир» и «Я-другие».
Перечислив, сгруппируйте их минимум в семь основных направлений течения вашей жизни. В каждом из них может быть любое количество дел, занятий, развлечений, акций, чего угодно. Пронумеруйте их в порядке их формирования: Н1,Н2,Н3, Н4...
Дайте название каждому направлению, отразив его суть и назначение для жизни вашей души, например: «работа», «приобретение независимости», «остаться в покое», «сделать так, чтобы он встретился», «путь к восстановлению достоинства», «развлечение души», «учеба»...
Если вы не хотите открывать суть какого-то из направлений, то обозначьте его условно каким-нибудь знаком или словом: «&», «стоп-кадр», «календула», «метаморфозы», «соскальзывание», «уход»...

Путешествие в будущее — «Монодиалог»

Задайте минимум семь самых важных для вас вопросов о своем будущем и дайте на каждый из них ответ - прогноз события, которое покажется вам наиболее правдоподобным. Вопросы могут охватывать будущее только до той границы, за которой вы не в состоянии влиять на него своей сегодняшней жизнью. Пронумеруйте ответы-события в порядке задавания вопросов, пометив ответы буквами С: С1,С2,С3...
В поиске вопросов и ответов вам помогут критерии контента «события».

Путешествие в настоящее — «Объяснение»

Задайте минимум семь самых важных вопросов о своем настоящем, чтобы проанализировать с их помощью вашу сегодняшнюю жизнь. Дайте на каждый из них свой ответ, объясняющий то, о чем спрашивалось в вопросе.
Пары вопрос-ответ могут быть, например, такими: «Что сегодня не так и почему?» (следует ответ), «Почему сегодня происходит..? — Потому что...» (следует ответ).
Пронумеруйте вопросы и ответы в порядке следования, пометив вопросы буквой Т (трудности-проблемы), а ответы буквой П (причины трудностей-проблем): Т1, Т2, ТЗ, Т4..; П1, П2, ПЗ, П4...
Вопросы и ответы не должны прямо обращаться к корням, опытам и направлениям, хотя, естественно, будут косвенно или прямо связаны с ними. То есть не надо повторяться: вопросы и ответы должны касаться той части вашей жизни, которая не была освещена вашими воспоминаниями (корнями, опытами и направлениями). Это не трудно. Задайте себе вопрос, что вас волнует в вашей сегодняшней жизни, и сразу множество больших и мелких проблем и трудностей начнут тесниться в очереди, желая ответа. Отбирайте только те из них, которые по содержанию не совпадают с корнями, опытами и направлениями, но связаны с ними прямо или косвенно.
При подборе вопросов и ответов используйте, прежде всего, критерии контентов «трудности» и «причины», а также любые другие критерии, как в предыдущих процедурах.

Поиск выходов из трудных жизненных ситуаций

Любой человек, в поисках выхода и ответа на жизненный вопрос, с психологической точки зрения всегда решает одну и ту же задачу — как жить в обществе и остаться самим собой, не быть им раздавленным, не потерять свое «Я», изменив себе. Другими словами, человек потенциально часто находится в конфликте «Я-мир».
Выберите из всех ваших корней, опытов, направлений, трудностей и причин те, которые вы чувствуете как конфликт, как противоречие вашего «Я» с миром, с устройством и правилами жизни общества, е другими людьми. Составьте из них конфликтующие, противоречащие друг другу пары фрагментов (событий, ситуаций, моментов жизни). Причем, одна часть пары должна показывать содержание «Я», а другая часть — содержание мира, с которым конфликтует ваше «Я», например: «Я скромная и застенчивая» vs. «Большинство людей бестактны и эгоистичны» (если коротко — «скромность> <эгоизм»).
Имейте в виду, что конфликт «Я> <мир» может быть заключен и внутри одного фрагмента: одна его часть представляет «Я», а другая — «мир», например: «Любовь к одиночеству вызывает недоверие у других». Здесь «любовь к одиночеству» — это «Я», а «недоверие других» — это «мир». Всего таких пар фрагментов должно быть минимум семь.
Сформировав пары, найдите соответствующее им число выходов из каждого жизненного противоречия или конфликта. Выходы не должны совпадать друг с другом по содержанию, и должны быть для вас более или менее возможными, например: «Дурака лучше всего обойти или обмануть»; «Нужно уметь отказаться от цели, имея запасной вариант»; «Нужно просто иногда выжидать, ничего не делать, все образуется само собой»; «Сохранить честь»; «Надо терпеть»... Когда вы ищете выходы, то обращайтесь к вашим опытам — что они подсказывают? Критерии для выходов помогут вам найти подходящие варианты, они наведут вас на мысли о выходах.
Как видно из приведенных примеров, выходы не должны быть конкретными: это ваши личные рекомендации-обобщения или советы, вынесенные из вашего жизненного опыта.
Пронумеруйте выходы в любом порядке: B1, B2, В3...

Теперь у вас есть весь материал для построения модели: вы отобрали минимум по семь фрагментов вашей жизни для каждого вида материала — направлений, трудностей, причин, выходов, опытов, корней и событий.

ПРОЦЕДУРА "Тонкие нити судьбы"

Вот мы и подошли к важному — к тем «нитям», посредством которых вы сможете направлять и регулировать собственную жизнь. Белозеров назвал их «тонкими нитями судьбы». Они сплетаются из связей ваших мыслей и переживаний по поводу определенных вами ранее направлений, далее — трудностей на их пути, причин этих трудностей-проблем, выходов из этих ситуаций-причин, опытов и корней и, наконец, событий, на появление которых максимально повлияли эти корни, то есть по поводу разных цепочек Н-Т-П-В-О-К-С.
Поскольку в модели семь направлений, то и «нитей судьбы» — цепочек из фрагментов вашей жизни — тоже всего семь. В модели они носят название потоки жизни.
Для каждого звена одной цепочки (фрагмента жизни) у вас есть своя особая мысль, и эта мысль заключена в критерии, по которому вы вспомнили или выбрали это звено-фрагмент. Чтобы держать эти «тонкие нити судьбы» в своих руках и управлять потоками жизни по своему желанию, необходимо сначала вплести в них нити связей тех критериев, через призму которых вы рассматриваете каждое отдельное звено-фрагмент в цепи событий и моментов вашей жизни. Иначе говоря, нужно определить цепочки связей критериев, составляющих основы потоков.
Смысл этой процедуры в нахождении семи основных потоков течения вашей жизни, управляемых семью «тонкими нитями судьбы». Для этого фрагментами (ситуациями, моментами, решениями) вашей жизни заполняется специальная матрица.
Как правильно заполнять матрицу модели? Начните с любого критерия, по которому вы отобрали какое-либо направление, занесите его в матрицу. Посмотрите, какой критерий из трудностей прочнее с ним связан, и занесите в матрицу. Затем отберите один критерий из причин, который сильнее связан с выбранным критерием из трудностей. И так далее — до событий. Так вы постепенно заполните всю матрицу цепочками-столбцами связанных критериев.
Теперь заполните матрицу фрагментами, занося каждый из них в ту ячейку матрицы, где находится критерий, по которому этот фрагмент был вами найден или выбран. Начните с любого направления, подберите к нему трудность, устранение которой больше других повлияет на реализацию направления. Затем укажите главную причину возникновения этой трудности. Найдите из имеющихся у вас выходов самый подходящий выход из этой причинной ситуации. Определите, каким опытом больше всего подсказывается этот выход. Решите, какой из ваших корней больше других повлиял на то, как сложился весь этот поток жизни, и какое событие он больше всего предопределил. Точно так же соберите второй, третий, ...седьмой поток вашей жизни — столбцы модели.
После сборки у вас может остаться «лишний материал» — архив, он может пригодиться при коррекции, для психологического строительства вашей новой модели лучшей жизни.

Композиционная модель ваших представлений о вашей жизни (периоде жизни) 

направления              
трудности              
причины              
выходы              
опыты              
корни              
события              

При составлении очередного потока нельзя использовать фрагменты предыдущего потока. Каждый фрагмент используется в модели однократно, он не повторяется! Это же касается и критериев.
В процессе заполнения-сборки потоков модели из критериев и фрагментов вашей жизни придерживайтесь правила креста: к каждому фрагменту, помещаемому вами в ячейку матрицы,  должен быть «приписан» свой особый (не повторяющийся) критерий, который помог вам вспомнить этот фрагмент и отобрать его в качестве претендента для заполнения модели; не только пара фрагментов связана между собой в потоке «по вертикали», но и критерии, «приписанные» к этим фрагментам, должны быть между собой связаны; фрагмент и его критерий имеют свои «горизонтальные» связи с соседними фрагментами и критериями в строке матрицы.

Нужно иметь в виду, что связи между фрагментами, как и связи между критериями, носят сугубо приватный характер, то есть имеют свой смысл, прежде всего, для каждого конкретного человека. При этом другие люди не только не смогут по ним жить («душа не принимает»), но иногда даже понять эти связи для них бывает затруднительно.
Когда вы будете собирать модель по «правилу креста», то обнаружите для себя множество ранее не известных вам связей, которыми ваша душа жила бессознательно. Это положительные и часто невероятные открытия самого себя, скрытой жизни вашей души. Однако в этой «не освещенной» части жизни могут быть и неприятные открытия, приносящие страдания и проблемы. В дальнейшем эту часть жизни можно изменить, выстроив ее из других фрагментов и критериев, а также из других связей прежних фрагментов и критериев.

СКОЛЬКО СМЫСЛОВ У ВАШЕЙ ЖИЗНИ?

Когда говорят о смысле жизни, то обычно «расширяют» это понятие до бесконечности, притягивают темы бессмертия, смысла существования человеческой жизни на Земле, религиозные темы борьбы Бога с Дьяволом и тому подобное, в то время как для каждого человека существует и лежит перед ним, прежде всего, течение его собственной ограниченной рамками «века» жизни. И в этом течении река его жизни делает не один поворот, открывая за каждым из них свои перспективы и планы. Поэтому, отвечая себе на «проклятый», как выражаются некоторые философы, вопрос о смысле жизни, человек спокойно и с некоторой самоиронией приземляет его, делает его обычным, житейским вопросом и видит перед собой только ту часть течения реки своей жизни, которая просматривается до следующего ее изгиба. Он уверен: там, за поворотом, откроются какие-то новые условия и возможности — и там заново нужно будет их понять, оценить и решать для себя вопрос о главной цели — смысле плавания на том, следующем отрезке жизни. И так на разных возрастных этапах человеческой жизни.
Но даже на одном отрезке, от поворота до поворота, течение жизни редко имеет один-единственный смысл Работа многих людей с технологией «Новелла» показала, что человеческая жизнь на одном отрезке, то есть до следующего поворота планируется, в среднем, на два-четыре года, реже на пять-семь лет, хотя встречаются люди, запланировавшие свои дела в общих чертах на всю жизнь. И в это время человек живет, что-то делает и продвигается одновременно в нескольких направлениях — смысловых течениях-потоках своей жизни (если, конечно, он полностью реализует весь потенциал своих способностей и талантов). Каждый отрезок своей жизни человек проходит по особой «Новелле», по особым законам и правилам, устанавливаемым им для самого себя. А каждая «Новелла» содержит несколько смыслов-течений, которые направляют движение вашего корабля. Чтобы открыть и определить их в себе, нужно проделать следующую процедуру.

Объедините потоки-столбцы вашей жизни в группы потоков — программы. Всего может получиться минимум две группы, максимум семь, когда каждая группа представляет собой один поток жизни. В одной группе может быть минимум один поток, максимум — шесть. Содержание потоков само подскажет вам, что с чем объединяется и течет в одном направлении.

Над матрицей  впишите обобщающие СП — смыслы программ модели или те основные общие итоги, к которым приводят близкие по смыслу потоки (столбцы) модели, объединенные вами в программы.
В свою очередь все СП объединяются в обобщающий смысл всей модели СМ. Он придает смысл каждому фрагменту жизни, включенному в вашу модель.

Примеры трех смыслов программ из работы с клиентом М.:
1. «Добиться должности заместителя директора».
2. «Создать инфраструктуру для семьи».
3. «Не забывать жить душой и телом на полную».
Смысл всей его модели — общий смысл, объединяющий эти три СП, таков: «Жить как все и лучше всех».

ВЫБОР КЛЮЧЕВЫХ РЕШЕНИЙ

Свяжите между собой фрагменты-решения и критерии всех соседних рядов модели.

1. Связь Н-Т. К направлениям нужно привязать трудности: ответьте, какие трудности дополнительно (помимо той, которая уже указана в потоке) препятствуют реализации каждого из семи направлений.
Внимание! Помимо дополнительных связей между фрагментами-решениями, вы устанавливаете также и связи между их критериями. Логике связей критериев (К-К) двух разных контентов подчинена логика связей фрагментов-решений; связи К-К и Р-Р имеют свой особый смысл, определяемый как содержанием самих критериев и решений, так и содержанием общего смысла модели и смысла программы, к которой принадлежат эти критерии и решения.
2. Связь Т-П. К трудностям нужно привязать причины: ответьте, какие причины дополнительно (помимо той, которая уже указана в потоке) приводят к возникновению каждой из семи трудностей. Не забудьте так же связать и критерии.
3. Связь П-В. К причинам нужно привязать выходы: какие выходы дополнительно (помимо того, который уже в потоке) могут быть вариантами для каждой из семи причинных ситуаций.
4. Связь В-О. К выходам нужно привязать опыты: ответьте, на каких опытах дополнительно (помимо того, который указан в потоке) основан каждый из семи найденных выходов.
5. Связь О-К. К опытам нужно привязать корни: ответьте, продолжением каких корней дополнительно (помимо того, который указан в потоке) является каждый из семи выбранных опытов.
6. Связь К-С. К корням нужно привязать события: ответьте, на появление каких событий дополнительно (помимо того, который уже указан в потоке) влияет каждый из семи корней.
7. Связь С-7. Каждое событие нужно связать с выбранными вами из всей матрицы семью решениями, а каждый критерий этого же контента связать с выбранными вами из всей матрицы семью критериями. Инструкции для выбора 7Р и 7К из всей матрицы представлены чуть ниже.

Правильно ли вы понимаете свою жизнь? И как правильно ее понять, если вы в чем-то заблуждаетесь? Чтобы ответить на эти вопросы, вам нужно обратиться ко всему содержанию построенной вами модели и выбрать сначала семь решений, а затем — семь критериев. Именно по основному избранному содержанию своей модели вы сможете определить, так ли вы понимаете происходящее в вашей жизни. Инструкции для двух этих выборов просты.

Выбор семи ключевых решений
Как вы считаете, вследствие чего в вашей жизни могут произойти такие события? Почему ваша жизнь приведет к появлению событий, которые вы описали в контенте «события»?
Чтобы ответить на эти вопросы, вам нужно выбрать из всех Р вашей модели только семь, но таких Р, которые повлияют сильнее всего на то, что эти события могут наступить, которые с большей вероятностью, на ваш взгляд, приведут к этим событиям. Важно остановить выбор именно на семи ключевых Р, каждое из которых максимально влияет на наступление большинства событий, или даже всех семи событий.
Разумеется, вы вольны выбирать Р-ответы из всех Р вашей модели, но только кроме Р, входящих в контент «события».

Выбор семи ключевых критериев
Как вы считаете, чем вы живете или вынуждены жить сегодня? Какие жизненные ориентиры направляют вашу жизнь? Что определяет сегодня главное содержание вашей жизни?
Чтобы ответить на эти вопросы, вам нужно выбрать из всех К вашей модели только семь критериев. Подход здесь тот же. Важно выбрать семь ключевых К, каждый из которых максимально определяет все содержание вашей жизни в рамках данной получившейся модели.
И в этом случае вы вольны выбирать К-ответы из всех К вашей модели, но только кроме К, входящих в контент «события».

Как истолковывать ваши выборы 7Р и 7К?
Если все выбранные 7Р и 7К совпадут (окажутся в одних и тех же ячейках), то вы до конца отдаете себе отчет о происходящем в вашей жизни. Если нет, то вы заблуждаетесь в понимании важных сторон вашей жизни: то, на что вы ориентируетесь, чем живет ваша душа (критерии), не имеет достаточного влияния на происходящее и ваше будущее — события (т. к. выбранные решения не оказались в тех же ячейках, что и выбранные критерии).
Исправить положение можно: для этого измените ваши предпочтения при выборе 14-ти (7Р+7К) вариантов или пересмотрите содержание самих критериев и решений так, чтобы ключевые совпали, т.е. выберите новые К и/или Р из архива или из вашей памяти.

Особые связи К—Р
Очень важными для понимания себя в жизни являются также связи К-Р — критериев с фрагментами-решениями. Обратите внимание на то, что критерии — не просто основания для выбора решений, они в то же время выполняют функцию точки зрения, с которой рассматривается и оценивается решение, или функцию смысла, в котором воспринимается решение. Какими глазами мы смотрим на тот или иной фрагмент нашей жизни? От ответа на этот вопрос часто зависит жизненно важное решение, поступок, выбор позиции, варианта поведения, способа разрешения ситуации, степень переживания — от 0 до максимума.
Задаче поиска адекватного взгляда на вещи служит и следующая предлагаемая вам процедура сравнения-ранжирования критериев для решений-фрагментов в модели вашей жизни («К для Р») и наоборот — ее решений-фрагментов по критериям («Р по К»). Само сравнение-ранжирование в первой модели (какой жизнь сложилась сейчас) по сути является проявлением ваших установок — предрасположений к рассмотрениям, определениям и действиям, а во второй модели (какой я хочу ее сделать) — установкой для себя, или самоустановкой на то, как необходимо рассматривать и определять фрагменты (решения) своей жизни и как действовать в них, чтобы полноценно стать собой в мире.

ПЕРЕОСМЫСЛИТЕ, ПЕРЕОЦЕНИТЕ, ПЕРЕЖИВИТЕ СВОЮ ЖИЗНЬ ЗА ОДИН ЧАС

Переживания в жизни всегда связаны с оценкой вами или вас. Все, что вы имеете сегодня для достижения целей, потребностей или конечного смысла, всегда оценивается вами сознательно или интуитивно. Сами эмоции — свидетельства актов оценки. Оценивание всегда сопряжено со сравнением. Сравнение критериев между собой с целью установки их приоритетов для оценки каждого решения (фрагмента), а также сравнение самих решений (фрагментов) матрицы между собой внутри одного контента по значимым лично для вас критериям — это и есть переживание вашей жизни за один час (поскольку сами процессы сравнения-ранжирования занимают примерно час). Это эмоциональные, интересные и открывающие вам множество граней вашей жизни процедуры.

Инструкция по сравнению-ранжированию критериев для решений-фрагментов («К для Р»)
Для каждого ряда вами уже подобраны (найдены в предыдущих процедурах) свои специальные критерии для ранжирования. Более того, каждый фрагмент-решение модели, пришедший так или иначе вам в голову благодаря наводящим критериям, которые, в свою очередь, по тем или иным причинам (а иногда интуитивно) показались вам важными, «приписан» теперь каждый к своему критерию. Важно отдавать себе отчет в следующем: каждый критерий ряда в принципе подходит для любого фрагмента этого же ряда, т. е. любой фрагмент может рассматриваться через «призму» любого критерия ряда. И тем не менее вам нужно указать, какой из критериев в первую очередь подходит для оценки, выбора и рассмотрения того иди иного фрагмента, какой во вторую, какой в третью и т. д. до седьмого места.
Такое ранжирование вы проводите во всех рядах-контентах композиции: внутри каждого контента для его фрагментов ранжируются его же критерии.

Инструкция для сравнения-ранжирования фрагментов-решений по критериям («Р по К»)
Фрагменты-решения каждого ряда модели (поочередно) проранжируйте по каждому из семи критериев своего же ряда. Порядок очередности ранжирования-сравнения рядов фрагментов по их критериям вы можете выбрать любой.
Как ранжировать? Например, для направлений вы выбрали следующий критерий: «время, которое оно занимает в моей жизни». Сначала найдите одно из семи направлений, которое занимает большую часть времени вашей жизни. Затем выберите одно из шести оставшихся, затем одно из пяти оставшихся и т.д.
Заметьте, что оценки, получаемые фрагментами при ранжировании, являются относительными, а не абсолютными. Один балл по критерию «времени», который обязательно получит одно из ваших семи направлений, не означает, что вы совсем не тратите на него время. Один балл значит только, что это время меньше всех других. При ранжировании-сравнении нет единицы измерения:
0----1--------------2-3-----------------------4---5-6-----------------------------------7
Как видно на примере, направление, получившее шесть баллов, занимает почти столько же времени, сколько и направление, получившее пять баллов, но оно занимает его много меньше, чем направление, получившее семь баллов, хотя об этом знаете только вы. Главное — это точно расставлять фрагменты по рангу относительно друг друга, но каждый фрагмент должен иметь свой ранг.

КРИТЕРИИ СРАВНЕНИЯ ДЛЯ КОМПОЗИЦИИ «НОВЕЛЛА»

ДЛЯ НАПРАВЛЕНИЙ
1. Самореализация:
максимум баллов — если направление позволяет вам реализовать себя как личность: воплотить свои идеи, замыслы, мечты, показать свои способности, таланты, компетентность, применить свои знания, умения, навыки; минимум баллов — если возможностей для самореализации относительно меньше.
2. Долг:
максимум баллов — если направление делается из чувства долга или сопровождается чувством долга, ответственности перед собой, перед другими людьми; минимум баллов — если чувство долга, ответственности относительно меньше.
3. Время:
максимум баллов — если направление занимает большую часть времени вашей жизни; минимум баллов — если время, занимаемое направлением, относительно меньше.
4. Удовольствие:
максимум баллов — если дела в этом направлении делаются с удовольствием, приносят удовольствие, наслаждение; минимум баллов — если сам процесс совершения дел происходит без удовольствия, и сами эти дела делаются, не ради удовольствия, не ради наслаждения.
5. Состояние:
максимум баллов — если состояние дел в направлении вас удовлетворяет — хорошее; минимум баллов — если состояние дел вас не удовлетворяет — относительно хуже.
6. Для себя/других:
максимум баллов получает направление, результаты которого больше удовлетворяют ваши личные потребности и интересы; минимум баллов — если результаты направления больше удовлетворяют потребности и интересы других людей (можно ранжировать и только по одному из парных критериев).
7. Повседневность:
максимум баллов дается направлению, которое наполнено «текучкой» — обыденными, повседневными делами и заботами; минимум баллов — тому направлению, в котором больше радости от интересных, новых или творческих решений и дел.
ДЛЯ ТРУДНОСТЕЙ
1. Самостоятельность/зависимость:
максимум баллов — если вы сами в состоянии решить проблему, преодолеть трудность, то есть все зависит от вас; меньше баллов — если при решении проблемы вы больше зависите от обстоятельств или от других людей, от любого человека, кроме вас самого.
2. Преграда/путь:
максимум баллов — если процесс решения проблемы-трудности воспринимается или понимается вами как очень сложная почти непреодолимая преграда на пути реализации направления; минимум баллов — если вами найдена такая проблема-трудность, решение которой является ключом или путем реализации направления (можно ранжировать и только по одному из парных критериев).
3. Одиночество:
максимум баллов — если вы чувствуете себя один на один в противостоянии с трудностью, даже несмотря на то, что вам помогают или стараются помочь другие люди; минимум баллов — если вы чувствуете, что вы не одиноки перед жизненной трудностью, несмотря на то, что реальная помощь от других людей незначительна.
4. Ситуационная:
максимум баллов — если решение проблемы не зависит от других людей, а может произойти только в силу особого стечения обстоятельств; минимум баллов — если на решение проблемы влияют другие люди, а не объективно складывающаяся ситуация.
5. Предвидение:
максимум баллов — если вы предвидите все последствия (положительные и отрицательные), все, к чему приведет решение этой проблемы в данном направлении (как и в других), а также предвидите, как будут идти и складываться дела (плохо или хорошо, но предвидите) в том направлении, для реализации которого решается эта проблема; минимум баллов — если предвидите относительно меньше.
6. Помощь:
максимум баллов — если в преодолении трудности реально оказывают помощь другие люди, все равно кто; минимум баллов — если в преодолении трудности помощь необходима, а реально, в любой форме, вы ее не чувствуете.
7. Сложная/простая:
максимум баллов — если вы воспринимаете проблему как очень сложную для преодоления, на которую придется потратить много энергии (физической или психологической); минимум баллов — относительно простая, нетрудная в преодолении проблема (трудность).
ДЛЯ ПРИЧИН
1. От меня/от других:
максимум баллов — если источники причины вы находите в себе, при этом не обязательно вы отдаете себе отчет, в чем конкретно состоят эти источники, достаточно того, что вы только чувствуете, что источник причины в вас; меньше баллов — если источники причины в ком-то другом или других людях, пусть даже вы не можете четко доказать это, понять это, достаточно того, что вы так чувствуете.
2. Объективная:
максимум баллов — если причина по своему происхождению объективна, т. е. так сложились обстоятельства; меньше баллов — если причина менее объективна по своему происхождению, т. е. ее источники могут быть в других людях или в вас.
3. Поверхностная/глубокая:
максимум баллов — если устранение этой причины мало влияет на решение проблем-трудностей, которые находятся на пути реализации направлений; меньше баллов — если ее устранение приводит к преодолению трудностей-проблем.
4. Тревожная/нейтральная:
максимум баллов — если вы опасаетесь, что причина грозит сорвать ваши жизненные планы и вы с тревогой думаете & будущем; меньше баллов — если вы не испытываете тревоги по поводу того, что причина несет с собой, если она воспринимается вами как незначительная угроза и вы беа опаски смотрите в будущее.
5. Устранимая/нет:
максимум баллов — если вы имеете возможности (или доступ к возможностям) для устранения причины; меньше баллов — если возможностей для устранения причины нет, не достаточно или у вас нет доступа к этим возможностям.
6. Понимаемая/нет:
максимум баллов — если другие люди понимают эту причину, считают ее истинной причиной трудностей; меньше баллов — если другие люди не понимают причины, которую вы указали, и не считают ее настоящей причиной, вызвавшей трудности-проблемы.
7. Отстраняющая:
максимум баллов — если сама эта причина или факт ее существования
отстраняет вас от самого себя, мешает быть самим собой, то есть вы вынуждены
подделываться под обстоятельства и отношения с другими людьми; меньше
баллов — если эта причина не мешает вам быть самим собой, не заставляет вас
действовать так, как вам «не по душе».
ДЛЯ ВЫХОДОВ
1. Трудный/легкий:
максимум баллов — если реализация этого выхода для вас трудна (физически, материально или психологически — не имеет значения), то есть вы воспринимаете будущий процесс выхода — устранение причины (П) как трудный лично для вас; меньше баллов — если реализация выхода лично для вас относительно легка (физически, материально или психологически, нравственно — все равно).
2. Ответственный/неответственный:
максимум баллов — если ответственность за принятие решения вы берете на себя; меньше баллов — если ответственность за выход таким способом вы с себя снимаете и (или) перекладываете на других.
3. Новый/проверенный:
максимум баллов — если выход необычный, нестандартный, новый; меньше баллов — относительно тривиальный, часто встречающийся, проверенный опытом.
4. Свободный/вынужденный:
максимум баллов — если выход выбирается свободно из нескольких возможных вариантов, т. е. ситуация не связывает вас, дает возможность свободно выбирать; меньше баллов — если выход навязывается ситуацией и вы уже не можете выбирать из тех, которые приходят вам в голову.
5. Нравственный/сомнительный:
максимум баллов — если выход высоконравственный, т. е. ваша совесть будет относительно спокойна, когда вы им воспользуетесь; меньше баллов — относительно меньшая степень нравственности выхода, т. е. если им воспользоваться, то придется пойти на какую-то сделку с собственной совестью, пусть даже самую незначительную.
6. Верный/неверный:
максимум баллов — если вы уверены, что только этот выход единственно возможен в сложившейся причинной ситуации (П), или он самый верный, подходящий; меньше баллов — когда вы думаете, что, наверное, можно выйти как-то иначе, лучше, вернее, с меньшими потерями и т. д.
7. Собственный/подсказанный:
максимум баллов — если вы уверены, что этот выход происходит от вас, то есть вы так чувствуете, думаете, из ваших мыслей и ваших чувств родился этот выход; меньше баллов — когда вы ощущаете или понимаете, что своим происхождением этот выход обязан чьей-то наводке, ранее высказанной мысли и т. п.
ДЛЯ ОПЫТОВ:
1. Богатый / бедный:
максимум баллов — если опыт подсказывает разные выходы из жизненных ситуаций или один, но очень правильный, эффективный; меньше баллов — если опыт подсказывает мало идей, вариантов выходов или мало эффективные выходы.
2. Дорогой / «бесплатный»:
максимум баллов — если опыт достался вам дорогой «ценой» (психологической, нравственной или физической); меньше баллов — если цена опыта относительно невысока и он может восприниматься как «бесплатный», за который практически ничем не пришлось «заплатить».
3. Действительный / психологический:
максимум баллов — если само событие-опыт воспринимается вами в большей степени как чисто внешнее событие, объективный факт; меньше баллов - если событие-опыт воспринимается вами больше как событие вашей внутренней жизни, психологическое событие.
4. Положительный (+) / отрицательный (-):
максимум баллов — если опыт повернул вас к миру, к другим людям; меньше баллов — если опыт отвернул вас от мира, от других людей, насторожил вас, заставил вас «ощетиниться», обидеться.
5. Утверждающий / ниспровергающий:
максимум баллов — если опыт утвердил вас в ваших возможностях, вы поверили в себя; меньше баллов — если опыт поколебал вашу уверенность в себе, в своих силах и способностях.
6. Личный / знаемый:
максимум баллов — если опыт, на котором вы основываете свой выход, является вашим личным опытом, то есть он как событие произошел с вами, вы пережили его; меньше баллов — когда вы сами лично не участвовали в нем, но слышали, видели, прочитали и восприняли как очень важное событие, он отложился в вас как знаемый важный жизненный опыт.
7. Окончательный / предварительный:
максимум баллов — если опыт воспринимается вами как основание, на котором можно было сделать для себя какие-либо окончательные выводы, которые вы теперь считаете для себя неизменными; меньше баллов — если выводы из опыта носят предварительный характер.
ДЛЯ КОРНЕЙ
1. Сущностный/случайный:
максимум баллов — если корень представляет сущность вашего «Я», если вы чувствуете это корневое событие как проявление того, что в вас заложено природой; меньше баллов — если корень в меньшей степени тождествен сущности вашего «Я^!
2. Сильный / слабый:
максимум баллов — если корень является для вас источником энергии, ваших способностей, силы вашей личности; меньше баллов — если вы не чувствуете этот корень как источник ваших сил и энергии.
3. Роковой / отвратимый:
максимум баллов — если корень имеет неотвратимое влияние на вашу жизнь: он предопределяет, как вы считаете, течение всей вашей жизни, накладывает отпечаток на все семь корней жизни, представленных в вашей матрице; меньше баллов — отвратимый, то есть его влиянию удается противостоять.
4. Добрый / злой:
максимум баллов — если влияние корня на судьбу доброе, т. е. он предопределил появление в вашей жизни светлых дней, успехов, удач; меньше баллов — если влияние корня на судьбу злое: он предопределил появление в вашей жизни ошибок, неудач, горя.
5. Врожденный / приобретенный:
максимум баллов — если корень, по вашему мнению, существовал и действовал в вас явно или незаметно уже с самого дня вашего появления на свет или даже в 9-месячный период вашего формирования до появления на свет; меньше баллов — если, на ваш взгляд, корень возник в какой-то ситуации или в течении какого-то времени уже после вашего рождения, под влиянием родителей, близких людей, родственников, воспитателей или других людей.
6. Любимый / нелюбимый:
максимум баллов — если корень это такая вали отличительная черта в поведении, либо во внешности, или совершенный когда-то поступок, за которые вас другие люди жаловали, любили, обожали; меньше баллов — если за присущий вам корень вас не любили, не жаловали, не обожали.
7. Безвинный / с виной:
максимум баллов — если корень это такая ситуация в прошлом или такая ваша особенность (существовавшая только раньше или продолжающая существовать), за которые вы не чувствуете в себе вины; меньше баллов — если они вызывают в вас чувство вины.
ДЛЯ СОБЫТИЙ
1. Идеальность:
максимум баллов — если содержание события максимально соответствует тому, чего вы вообще ждете от жизни, реально оценивая свое положение, объективно смотря на ваши возможности; меньше баллов — если проявятся какие-то несоответствия планируемого события с тем, чего вы ожидаете от жизни.
2. Уверенность:
максимум баллов — если вы уверены, что предстоящее событие будет максимально соответствовать тому, каким вы его себе сейчас представляете; меньше баллов — если вы не уверены в том, что предстоящее событие будет таким, каким вы его сейчас представляете.
3. Внешнее / внутреннее:
максимум баллов — если наступление события несет с собой в большей степени изменения только во внешней ситуации, обстоятельствах вашей жизни, а не в вас самом, не в вашем внутреннем мире; меньше баллов — если реальное ожидаемое событие воспринимается вами в большей степени как психологическое, т. е. изменение вас самого, вашего внутреннего мира, мира вашей души.
4. Возможности:
максимум баллов — если предстоящее событие основано на реальных и достаточных возможностях, которые доступны для вас, которыми вы можете воспользоваться без особых осложнений; минимум баллов — если возможности, обеспечивающие наступление события, недостаточно взвешены и, возможно, переоцениваются вами.
5. Равновесие:
максимум баллов — если событие принесет вам душевное равновесие, стабильность, т. е. при наступлении события вы будете в согласии, гармонии с самим собой и с миром, с другими людьми; минимум баллов — если наступление события будет сопровождаться душевным дискомфортом для вас и для других людей, т. е. вы будете чувствовать, что что-то не так: согласия, душевного равновесия нет.
6. Возвышает:
максимум баллов — если событие повысит вашу значимость,, ценность ваших способностей, умений, знаний и компетентности в ваших собственных глазах и в глазах других людей; минимум баллов - если событие снижает ваше мнение о самом себе, о ваших способностях, умениях, знаниях, компетентности.
7. Перспективное:
максимум баллов — если событие будет иметь развитие и продолжение в будущем; минимум баллов — если это событие имеет заключительный характер, после него вы прекращаете свою активность в этом направлении.

Внимание! В двойных критериях (например, безвинный /с виной) вы можете выбирать только один из них или использовать оба, но поочередно.

Сама процедура самопонимания через самостоятельное истолкование собственных данных чрезвычайно увлекательна, поучительна и имеет огромное значение для жизненной практики, для самоорганизации и самопрограммирования вашей жизни. Вы понимаете, что изменить свою психологию в жизни можно лишь меняя критерии-ориентиры, на которые вы настроены (запрограммированы воспитанием, наследственностью, средой и т. д.) и которые происходят от конечного смысла данной конкретной модели по композиции «Новелла». Bсe критерии — всего лишь представители этого смысла на «местах», то есть в ячейках модели композиции. Изменив смысл существования на определенный период, вы, руководствуясь им, сможете подобрать для него другие ориентиры-критерии; которые к нему приведут. По новым ориентирам вы отберете другое содержание вашей жизни, то есть другие направления, трудности, причины, выходы, опыты, корни и события. Может быть, это будет крутой поворот в вашей судьбе, может быть — возвращение к себе настоящему, где удастся жить всей душой и дышать полной грудью, а может быть — всего лишь небольшое изменение в жизни: включение в композицию жизни другой причины и другого выхода. Пробуйте. Все в ваших руках.

У большинства людей, как показывают исследования с применением технологии «Новелла», композиционные модели, управляющие их жизнью, складываются на 50-75% неосознанно, «как Бог на душу положит». Довольно образно это объяснила одна из пользовательниц — Н.: «Я управляю своей жизнью как автомобилем: правила и саму машину я знаю очень мало. Случись что (не дай Бог), я остановлюсь на дороге и буду ждать помощи. Теперь вижу, что так живу и во всем остальном. Привычная жизнь складывается как-то сама собой. Я только подчиняюсь ее изменениям. Она хозяйничает мной. И если она вдруг выйдет из русла, что-нибудь произойдет, то я, как с машиной, остановлюсь одна на дороге и не буду знать, что делать. Теперь понимаю, что можно и нужно по-другому, чтобы я сама была хозяйкой в своей жизни, и будет гораздо меньше проблем. Жизнь просто станет совсем другой, намного лучше, и по ощущениям, и по результатам».
Да, жизненные привычки бывают не только внешними, но и внутренними. Внутренние привычки в жизни могут быть такими же вредными и полезными, как и внешние. Когда ваша душа привыкает жить ранее выбранными (давно или даже неосознанно) корнями, опытами, выходами, направлениями и событиями, то при столкновении с любыми препятствиями в жизни автоматически начинают работать все «звенья цепи» всех семи контентов от корня до события: одно цепляет другое и бессознательно включаются в работу души именно эти, уже «запрограммированные» фрагменты и критерии. На них вы, как говорят, уже «зациклены», именно ими привыкла жить ваша душа, и когда их не станет, то она какое-то время будет даже «голодать»: ей будет не хватать именно их, если даже они ее «мучили». Это похоже на наркотическую зависимость.
Ведь что такое психологический механизм, который включает вредную или полезную внутреннюю привычку действовать, думать или чувствовать так и не иначе? В нашем случае это те индивидуальные логики связывания критериев К-К и фрагментов-решений Р—Р (по смыслу связей их содержаний), которые вы вскрываете и устанавливаете при заполнении потоков-столбцов матрицы. Значит, чтобы изменить механизм и «перепрограммировать» себя, нужно только выбрать другие критерии, заменить некоторые или все в цепочке и заменить фрагменты в цепи, соответствующие новым критериям. Так вы сформируете свою новую внутреннюю привычку. Так душа начнет привыкать жить другом содержанием. Вместе с прежним багажом уйдут в небытие душевный дисбаланс, дискомфорт и жизненные проблемы. Для этой цели вам нужно ориентироваться уже на «новый образ» вашей жизни (шаг второй) и на критерии, которые помечены знаком «+» в процедуре «Я-мир».

Утвержденные для себя конечный смысл модели по композиции «Новелла», а также более конкретные его проявления — итоги (смыслы программ модели) — дают смысловой фильтр для отбора критериев. Все критерии являются "представителями" смысла модели и ожидаемых итогов «на местах», то есть в ячейках модели. Если критерий не подходит для смысла всей модели-композиции или итога (смысла одной из программ модели), то есть не будет направлять вас на достижение конечного смысла или итога, не будет подбирать фрагменты-решения, «работающие» на смысл и итог, то такой критерий должен быть заменен. Но если вы не можете до конца принять тот смысл или итоги, которые у вас получились, то их нужно изменить.
Подлежит замене также любой критерий, который не имеет четырех связей в матрице: одна связь с критерием в вышележащем контенте, другая — с критерием в нижележащем контенте, третья и четвертая — с критериями в своем же контенте.
Еще одна увлекательная операция, которую полезно делать для понимания и изменения своей жизни — установление дополнительных связей «критерий - критерии» (К-К) и «решение - решения» (Р-Р или «фрагмент - фрагменты»). Как её делать, вы уже знаете (подробно она описана выше). Предположим, вы хотите сохранить выход, несмотря на то, что картина соотношения рангов у него вас не совсем устраивает. Вы знаете, что он связан по «правилу креста» с соседними выходами (слева и справа), с причиной и с опытом, расположенными выше и ниже. Теперь проверьте, не связан ли этот выход дополнительно с другими причинами и с другими' опытами. Зафиксируйте эти связи только в том случае, если и критерий этого выхода связан с критериями «дополнительных» фрагментов из причин и опытов. Это называется правилом двойной связи.
Допустим, выяснилось, что этот выход связан двойной связью дополнительно еще с одним опытом (и эта связь для вас важна; может быть, вы открыли ее для себя впервые). Проверьте дальнейшие связи этого опыта: с какими корнями он может быть связан, далее — с какими событиями через эти корни, затем поднимитесь выше: проверьте связи выхода с причинами, причин — с трудностями, трудностей — с направлениями. Обязательно всегда следуйте «правилу двойной связи», и вы построите своеобразное «дерево» связей («фигуру») для этого выхода.
Если выход, который вы хотите оставить, одновременно с тем не совсем вас устраивает, то есть вам трудно переносить психологическую атмосферу его применения в этом потоке, основанную на соотношении рангов этого выхода, то дополнительные связи и цепочки связей этого выхода могут включить в этот поток новые выходы, новые корни и т. д. Это включение через дополнительные связи новых фрагментов-решений в поток, который психологически дискомфортен, может облегчить психологическую жизнь тех фрагментов, которые вы хотите сохранить в своей душе или не можете изменить.
Когда вы не найдете минимум четырех двойных связей, идущих от какой-либо ячейки модели, то заменяйте содержание такой ячейки, на новое, так как оно «не того поля ягода», оно органически не вписывается в психологическую картину модели вашей жизни. То же и с дополнительными фрагментами: они не подойдут, если не имеют минимума двойных связей.
Установление дополнительных связей интересно и полезно также для повышения гибкости вашего поведения в жизни: когда в один поток могут психологически (по дополнительным связям) включиться фрагменты и критерии других потоков-столбцов, то вы психологически можете позволить себе гораздо более широкий спектр вариантов жизненных решений и поступков, которые допускаются или предлагаются фрагментами-решениями и критериями из других потоков. При наличии в матрице дополнительных связей вы можете прочертить новые «фигуры» связей фрагментов (и критериев), и эти «фигуры» раскроют вам новые психологические «формулы успеха» в поддержании или развитии какой-то жизненной тактики или стратегии.
В этой работе вы будете открывать для себя и совершенно новые связи, и совершенно новые «фигуры» связей («формулы» выхода из положений). В таких случаях рекомендуется записывать для себя объяснения связей в этих «фигурах», т. к. впоследствии они могут быть забыты в силу своей новизны и необычности.
До конца понять и использовать возможности технологии «Новеллы» вы сможете только на материале вашей модели собственной жизни. Никакой пример не будет до конца вам понятен, если вы не попробуете осуществить хоть раз осознанную организацию хотя бы отрезка вашей жизни.


Теория композиций по С.М. Белозерову - в Опыте 19-2. В последующих Опытах 3, 4, 5 рассматриваются три основные технологии, разработанных Белозеровым на основе теории композиций: Новелла, Зеркало и План.

Вот и всё пока... Вопросы и замечания mailto: feod@narod.ru

До новых встреч!
Юлий Феодоритов,
 

 Источники   

Теории, концепции, прогнозы

Феномены Сети и компьютинга

На главную

Рейтинг@Mail.ru

Сайт создан в системе uCoz