Зареалье: феномены Сети и
технологии работы с ними
Цикл # Гипермедиа Опыт19-5 (смысловой каркас)
Композиция "План"
(смысловой каркас)
"План" - технология изучения и перестройки коллективного сознания, разработанная Сергеем Белозеровым (Белозеров С.М. Организация внутреннего мира человека и общества. Теория и метод композиций. - М.: Алетейа, 2002. - 768 с.).
В структуре сознания человека Белозеров отмечает 3 взаимосвязанных компоненты: сокровенное Я, выражающее самость личности, автономию ее подсознания; внешнее Я, набор социальных ролей и форм поведения, отвечающих требованиям надсознания; и мир "других" - модель объективных процессов и деятельности других людей, с которыми взаимодействуют оба Я, или коллективное сознание. Получается, что сознание есть триалог между подсознанием, надсознанием и коллективным сознанием - бесконечное совещание 3 руководителей, в котором права председателя переходят от одного к другому - в зависимости от ситуации и того, кто сильнее на данный момент. Этот триалог многие осознают как постоянный выбор между позициями эгоизма (Я), альтруизма (Ты) и объективного коллективизма (Мы).
Каждая из компонент сознания представляет собой решающий центр, в который, как БИОС в компьютер, встроена композиция, организующая обработку информации и связывающая между собой рабочие органы этого центра. Технологии Белозерова представляют собой методы перепрошивки этого БИОСа. Мы уже рассматривали "Новеллу" как настройку подсознания, "Зеркало" для надсознания - и вот теперь завершаем триаду: "План" должен помочь нам выявить и настроить композицию коллективного сознания.
Давайте на минуту
остановимся и разберемся в том, что же это такое - коллективное
сознание. По Белозерову, это сознание руководителя, когда он мыслит
за коллектив в целом.
Заметим, что такое мышление может быть и у самого мелкого служащего, если
в коллективе витает "дух фирмы" - общепризнанные корпоративные цели и
ценности. Такой служащий тоже думает за всех, но организует работу лишь в
меру имеющихся полномочий - на
вверенном ему участке.
Естественно задаться вопросом: а чем же такое мышление отличается от
внешнего Я - ведь руководитель играет свою роль, а служащий
- свою.
Отличие очень глубокое. Внешнее Я субъективно и имеет свободу воли. Для него характерно служение
- служащий служит руководителю, а тот, в свою очередь, служит
вместе со своей фирмой вышестоящему органу (совету акционеров, министерству
или иному органу, имеющему полномочия уволить этого руководителя).
А коллективное сознание внесубъектно - в нем нет личности, выражающей свою
самость (как в сокровенном Я), и нет роли с принятой извне самостью (как во
внешнем Я). В коллективном сознании вообще никакого Я нет, а только
объективная калькуляция целей, условий и ресурсов.
Если человека, к примеру, поглощает работа, и он забывает про
усталость и прочие потребности Я, про свои роли и обязательства перед
другими людьми - то этого человека захватила доминанта объективного
внесубъектного сознания. Такое сознание называют коллективным просто потому, что
в современном обществе повсеместно принято разделение труда. И работа
охватывает сразу многих людей - коллектив этой работы.
Есть даже такой тип людей - их называют работоголиками -
которые вроде как и не живые - субъектность у них
приглушена, личных интересов нет, друзей и врагов нет, кумиров нет, а есть
только фанатичное следование целям и нормам дела. В
армии их называют уставниками, в сфере управления службистами, в
юриспруденции законниками - но суть одна: все они являются
олицетворением коллективного сознания.
Этот типаж воспет и в литературе - вспомним чеховского "Человека в футляре"
или "Улитку на склоне" Стругацких, где действуют человекороботы - "мертвяки", холодные снаружи и горячие внутри.
Вот о
настройке такого типа сознания здесь и идет речь.
Что же получается? Если коллективное сознание внесубъектно и бездушно, то задача его настройки состоит в сборке некоего человеко-машинного устройства для выполнения определенной работы. То есть речь вроде бы идет не о психологии, а о конструировании.
Заговорив о конструировании, мы попадаем в иной мир - огромнейшую и профессионально освоенную область знаний. Конструкторы - это одна из самых массовых профессий. Все вещи, здания, дороги и мосты, все машины и приборы - все это реализация проектов, созданных конструкторами. Есть специальные теории конструирования - архитектурное проектирование, теория машин и механизмов, радиотехника и т.п. Есть и общие приемы и методики изобретательства - метод Фокальных объектов (Ф.Кунце, 1926), метод Морфологического анализа (Ф.Цвикки, 1935), Мозговой штурм (А.Осборн, 1939), синектика (У.Гордон, 1961), АРИЗ и ТРИЗ (Г.Альтшуллер, 1965) и др. Этим методикам должны обучать - и уже учат в школе. Обзор таких методик в курсе информатики для старшеклассников дан, к примеру, в статье А.Нестеренко.
С высот методологии конструирования предлагаемая Белозеровым технология "План" видится довольно простой. Автор оптимизирует многозадачную деятельность с помощью морфологического ящика Цвикки. (морфологический ящик представляет собой таблицу или матрицу, в которой элементы, образующие ситуацию, классифицируются по двум шкалам - столбцов и строк).
Конструкторы и изобретатели обычно используют морфологический ящик для поиска элементов с необычным сочетанием параметров: строится ящик; в ячейки его размещаются известные элементы, что дает их системный обзор; тогда пустые ячейки служат подсказками для поиска еще неучтенных элементов.
Проще говоря, технология "План" - это способ сбора и осмысления знаний о ситуации, в которой разворачивается многозадачная деятельность. При этом карта ситуации составляется заведомо искаженная - ясно ведь, что морфологический ящик его стандартными шкалами столбцов и строк не может точно отразить специфику ситуации. Вся надежда на последующую работу осмысления содержания ячеек и связей между ними. Ящик позволяет свести воедино элементы ситуации, но не является ее моделью. Модель надстраивается над ящиком, причем неявно - в процессе осмысления пользователем ячеек, их связей и обобщенных комплексов. Все это напоминает ироническую методику написания романа: сесть за стол, взять бумагу и перо, сосредоточиться - и написать роман! То есть само ядро метода оптимизации в технологии "План" отсутствует - автор надеется, что мозг пользователя сам решит эту задачу - нужно лишь подтолкнуть его к ней.
В такой постановке не так уж все безнадежно. Вспомним хотя бы метод решения творческих задач, придуманный и с успехом применявшийся Пуанкаре: тщательно изучить все материалы по решаемой задаче, затем хорошо выспаться и в солнечную погоду двинуть в горы по лесной дороге - решение придет само собой. Так что методика "План" вполне работоспособна. Даже однократное ее применение для конкретной многозадачной ситуации создает шаблон - прецедент нового способа мышления, который по аналогии может быть применен и в других ситуациях. А многократное применение заменяет тот оптимизатор, который встроен в подсознание и постоянно включен, - он начинает работать по-новому, более эффективно.
Есть и еще один довод в пользу технологии "План". Дело в том, что она не сводится только к конструированию деятельности, очищенной от субъективных моментов. Чтобы пользователи не замыкались в состоянии работоголиков - "мертвяков", холодных снаружи и горячих внутри, - Белозеров настойчиво пытается дополнить ячейки матрицы ценностным измерением, выводящим мир "других" на контакты с ипостасями Я - сокровенной и внешней. Это настояние выражено в "правиле двойных связей": каждая ячейка должна быть связана с другими не только зависимостями планируемой деятельности, но и по ценностям (их Белозеров почему-то называет критериями, хотя под критерием обычно понимают правило выбора). То есть над матрицей ситуации должны надстраиваться не только организационная, но также и ценностная модели, причем последняя задает смысл деятельности.
Предназначение технологии "План"
Если человек слился с коллективным сознанием, то все субъективные интересы отходят на второй план и решающее значение приобретают интересы дела. При этом многие считают, что планировать особо нечего и «вопросы подсказывает сама жизнь». Между тем, отмечает Белозеров, позиция «диспетчера», только реагирующего на происходящее, обрекает человека быть марионеткой у той самой жизни, которую он призван организовывать. Такие люди в вечной «текучке» и редко по-настоящему задумываются о том, те ли вопросы они решают...
"План" призван заменить стихийную композицию коллективного сознания на более рациональную. Он определенно пригодится руководителю-организатору, поскольку тот располагает полномочиями для управления другими людьми. Но и любой исполнитель может извлечь из пользу из "Плана", поскольку с его помощью можно разобраться в объективной основе совместной деятельности людей и лучше вписаться в эту деятельность. Наконец, и Робинзон Крузо, будучи в полной изоляции на своем острове, определенно пользовался технологией "План", поскольку смог построить оазис цивилизации в дикой природе.
Как работает коллективное (или точнее объективно-деятельное) сознание?
Белозеров отмечает, что любая единица анализа, которой оперирует психика, триедина. В
ней всегда есть желаемое будущее (чувство), реальное настоящее (ум) и
движение
от настоящего к будущему (воля). Составляющие этой триады в теории композиций
отражаются как:
Требование — выразитель желаемого будущего (хочу так);
Информация — выразитель понимания настоящего (сейчас так);
Решение — выразитель воли (тогда сделаю так).
Детализация триады анализа-синтеза деятельности
Чем ближе к реальным действиям, тем конкретнее должно быть понимание ситуации. В композиции "План" это выражается в прогрессирующей детализации составляющих триады. Требование Белозеров детализирует целями; информация раскрывается трудностями и причинами; решение - способами, ресурсами, лицами и отчетами. Мы получаем 7 категорий анализа.
Ц — основные цели-результаты, которые будут получены при
выполнении
названных вами требований;
Т — основные трудности-проблемы, которые предстоит решить для достижения
намеченных целей-результатов за предстоящий (выбранный вами) период;
П — основные причины возникновения указанных вами Т;
С — основные способы, пути устранения названных вами П;
Р — основные ресурсы (экономические, социальные, материальные, технические и
информационные), необходимые для реализации намеченных вами С;
Л — подчиненные вам лица, отвечающие перед вами за реализацию С с помощью Р, и за достижение целей;
О — отчеты, получаемые от Л, и необходимые вам для контроля за
складывающейся обстановкой, ориентировки в ней и принятия управленческих
решений.
Эти формулировки приводятся Белозеровым для руководителя, но вы без труда сможете их адаптировать и для исполнителя или изолированного работника. Вместо отчетов, например, появятся самоотчеты, вместо лиц - роли и т.п.
Размеры поля внимания
Как известно, оперативная память человека может одновременно оперировать с 3 - 7 объектами. Чтобы достичь максимального эффекта, Белозеров берет верхнюю планку этого диапазона - и предлагает ориентироваться на число 7. Отсюда 7 категорий анализа и 7 целей, достижения которых вы одновременно добиваетесь. (Заметим в скобках, что на самом деле подсознательно психика оперирует с гораздо большим числом требований и соответствующим им целей, так что речь идет о выборе для осознания самых важных на данный момент. С другой стороны, объем сознательной оперативной памяти может быть существенно меньше - страх или утомление, например, сужают поле внимания. Тогда стоит применить упрощенный вариант "Плана", взяв триаду "требование-информация-решение" для трех требований)
Итак, нам предстоит работать с аналитической матрицей ситуации 7х7 (или в упрощенном виде 3х3).
Построение целевой матрицы ситуации
Матрица строится по основному закону композиций — закону разделения для соединения: анализ настоящего ведется для синтеза будущего. Исходную ситуацию, которую вы хотите понять и преобразовать в желаемую, предлагается рассматривать через призму целей, которые, дробясь и сцепляясь между собой, образуют план продвижения к желаемой ситуации.
Такая модель управления ситуацией выглядит как набор из 7 столбцов-замыслов, которые далее в ходе обобщения группируются в замыслы направлений, а из тех уже синтезируется общий замысел плана.
Ресурсный аспект матрицы ситуации
Матрица ситуации имеет не только целевой, но и ресурсный смысл (он
почему-то был упущен Белозеровым). Взглянем на нее сбоку. Если столбцы
задают разборку-сборку ситуации по замыслам,
то по строкам она задает наборы компонентов, служащих материалом для
замыслов. Этим выражен дуализм производства-потребления (см.
Опыт 12-7).
Если анализ по
вертикали организует выполнение конкретного замысла, то по
горизонтали мы анализируем перечень замыслов (все ли учтены, какие их них
действительно важнейшие в данной ситуации), собираем знания о ситуации,
перебираем все возможные решения... - то есть мобилизуем свой интеллектуальный
багаж и ресурсный потенциал.
Представление матрицы как набора из 7 строк-возможностей образует персональную модель обеспечения ситуации. В процессе обобщения имеющихся возможностей мы группируем строки в статьи расхода, а уже из статей получаем общий баланс плана.
Заполнение ячеек матрицы и выявление их взаимосвязей
Чтобы облегчить построение матрицы в условиях нехватки информации, Белозеров допускает существование в ней "белых пятен" - ячеек с размытой детализацией. Эти "белые пятна" заполняются в ходе установления связей между элементами матрицы и корректировки элементов для согласования их содержания.
Работа с матрицей заключается в том, что ее ячейки заполняются актуальными элементами (важное берется, несущественное отбрасывается), среди связей этих элементов выделяются ключевые (которые порождают наибольшее количество полезных следствий) и необходимые (нарушение которых ставит под угрозу выполнение плана).
Но это не все. В матрице должно действовать правило «двойных связей». Это значит, что устанавливаемые связи ячеек матрицы должны подкрепляться связями на втором - ценностном слое матрицы, который задает смысл данной ячейки для лица, составляющего матрицу. Практика показывает, что такое замыкание матрицы заметно увеличивает вероятность реализации плана. Разрывы в связях между ячейками матрицы на уровне ценностей всегда указывают на разрывы смысла для личности, создавшей модель. Как только рвется смысл в цепочке двойных связей, то нарушается деятельность, и результат не достигается.
Белозеров отмечает, что при планировании своей работы, жизни и отношений люди фокусируют сознание на схемах действий, состоящих из решений, но связи оснований этих решений — ценностей (критериев), придающих смысл происходящему, как правило, остаются за пределами внимания.
Примеры критериев:
Для целей: Общественная значимость. Значимость лично для вас...
Для трудностей: Зависимость от контрагентов. Личная ответственность за решение. Ваша самореализация как личности в процессе решения...
Для причин: Объективный или субъективный характер причин. Ответственность подчиненных...
Для способов: Рискованность применения. Конфликтность при использовании. Одобрение и поддержка подчиненными...
Для ресурсов: Выгодность использования. Планомерность поступления. Реальность контроля за сохранностью и использованием.
Для лиц: Компетентность. Конфликтность отношений с подчиненными. Ваше расположение к подчиненным как к личностям...
Для информации: Достоверность. Полезность для принятия вами решений и контроля. Емкость. Прогностичность. Своевременность. Ясность.
Критерии позволяют лучше ориентироваться в сути происходящего и, благодаря их разносторонности и взаимным связям, раскрывают для вас механизмы развития ситуаций.
Обобщение матрицы
Поскольку и производство, и потребление должны быть целесообразно организованы - над матрицей в процессе ее обобщения надстраиваются два управляющих дерева: одно восходит к общему замыслу плана для получения конечного продукта деятельности, а другое к общему балансу плана для полного, бережного и эффективного использования имеющихся ресурсов-возможностей.
Вот, собственно, и весь каркас технологии "План". Осталось продемонстрировать ее в работе - об этом в следующем выпуске.
Вопросы и замечания mailto: feod@narod.ru
До новых встреч!
Юлий Феодоритов,