Зареалье: феномены Сети и технологии работы с
ними
Цикл # Гипермедиа Опыт 19-1 (каркас феномена)
Композиции: блеск и нищета типологий
Мы продолжаем разговор о композициях. (В гипермедиа это слово означает соединение, сочетание отдельных компонентов в единое смысловое целое.) И первое, что приходит на ум, - постараться обозреть все множество композиций, составив их классификацию. Классификация по существенным признакам называется типологией.
В истории науки есть блестящие примеры построения типологий. Так Менделеев построил свою знаменитую периодическую систему элементов, Линней систематизировал виды живой природы, а Цвикки предложил морфологический ящик - универсальный метод обозрения пространства возможностей.
Но с композициями типология начинает буксовать... Возьмем, к примеру, одну из композиций Новеллы Матвеевой:
Пастух по стаду выстрелил кнутом.
Дорога в лес тепла и лиловата.
Узоры листьев черным решетом
Просеивают золото заката.
Темнеет; кольца плавятся на пне...
Шум сосен сух, как теплый шорох шлака.
Между стволами, в розовом огне,
Танцуют мошки, словно крошки мрака.
А я еще живу минувшим днем,
Танцую про себя, отстав от танца,
Бегу за убегающим огнем:
"Стой, солнце, я прошу тебя: останься!"
Но вот и ночь, горячая, как весть,
Что завтра снова будет день погожий.
И чувствую, что солнце где-то здесь:
Под тонкой тьмою, точно кровь под кожей.
Трудность в том, что композиция эта уникальна - она сделана так, чтобы не походить ни на какую другую. Кроме того так же уникален набор образов, из которых она смонтирована, и образы эти существуют не сами по себе, а в особой органической взаимосвязи.
То же самое можно сказать о композициях в других видах искусства. Например, изображения "Хорошенькая девушка" (другая), "Сисадмин во гневе" или даже "Билл Гейтс, сочиняющий стихи".
Есть и еще одна причина, мешающая построению типологии композиций. Напомню, что типология опирается на существенные признаки. Допустим, вы зашли на сайт анекдотов и там - в их каталоге - выбрали анекдоты про программистов. Но в этом разделе вы обнаруживаете только 1-2 действительно смешных анекдота, тогда как 99,9% остальных являются просто мусором. Так что каталог этого сайта не является никакой типологией анекдотов, поскольку игнорирует их суть, а всего лишь классификацией, причем по весьма поверхностному признаку "Тема".
В предыдущем выпуске мы установили, что качественные композиции содержат в себе тайну, которая старательно спрятана автором и которая-то и представляет собой их сущность. Соответственно, чтобы строить типологию, мы должны быть оснащены специальным "сканером", способным выявить скрытую сущность композиции.
Так возможно построение типологии композиций или нет? |
Здесь нам могут помочь три сундучка - выбирайте:
1. Строим типологию, |
2. Начинаем размышлять |
3. Созерцаем типологию |
Пишите о том, что вас интересует в первую очередь, - и я постараюсь это учесть в очередном "гиперпереходе".
До новых встреч!
Юлий Феодоритов
mailto:feod@narod.ru