Феномен: АРЕТЕЯ СОЮЗА

Описание феномена "Аретея союза", полученное с помощью гипертекстовой майевтической машины "Гегель". Алгоритм работы этой машины состоит в трехкратном прохождении цикла гегелевской триады "тезис-антитезис-синтез" на пути от явления к управлению им и далее к норме, задающей метод управления. Тем самым феномен получает определения от трех сфер психики: чувства, мысли и воли. Всего же - с учетом антитезисов - мы обозреваем 7 сторон феномена.  Файл с машиной "Гегель" (5Кб) можно скачать по этой ссылке.
Об аретеях, т.е. процедурах создания виртуальных реальностей, можно прочесть в Выпуске 18, а развернутое описание "аретеи союза" представлено в Опыте 18-4  

Для экономии места содержание пунктов спрятано за заголовками. Вы увидите в этом окне текст каждого из пунктов, если наведете курсор мыши на соответствующий заголовок в колонке слева.
 

1. Аретея союза - это построение виртуальной реальности МЫ - идеального регулятора надорганизменных сообществ. Непосредственным проявлением этой аретеи является стремление к объединению: слабый стремится под опеку сильного, сильный нуждается в свите, равные могут соединять способности и усилия для достижения общих целей. Инстинкт разнополой любви служит отбору лучших партнеров и продлению рода. Любовь к старикам и детям необходима для передачи культурного наследия от поколения к поколению. Групповой, корпоративный, классовый виды солидарности позволяют достигать значительно более высоких и стабильных результатов совместных действий, нежели насилие или деньги.
Поэтому характер освоенной вами аретеи союза гораздо больше влияет на успех в жизни, чем остальные виды аретей (танца, комбинации и боя).
 
2. Страдание отчуждения, остракизма или неразделенной любви, ревность, боль разлуки, ностальгия - обратные стороны счастья союза. Это переживание невозможности соединиться с надорганизменным целым, частью которого вы себя считаете, т.е. переживание нецелостности союза.
Сила аретеи союза несет в себе и скрытую опасность утраты самоподкрепления и самоидентификации Я. Ценность эгоизма в том, что субъект блюдет и защищает свой интерес как автономного существа, суверена. Когда же права суверена передаются сообществу или распространяются  на него, то пока новая взаимосогласованная система ценностей не укоренится во всем сообществе - прощай покой. Участники такого "недосуверена" остро переживают ущемление своих интересов, кипят страсти, разгораются конфликты и т.п. Но возможно и бесконфликтное саморазрушение Я - как в ностальгии, когда в чужом семиозисе человек ощущает себя погруженным в вязкий кисель неприемлемой для него культуры.
 
3. Мониторинг "свой-чужой" - процедура самоидентификации Я, своего рода иммунитет соби (собь по Н.А.Носову - это виртуальная реальность Я). При образовании союза эта процедура предполагает достраивание нормативного мышления для устойчивого гармоничного объединения двух и более личностей. Иными словами, это процедура организации коллективного сознания, которое разделяется всеми участниками союза с учетом их ролей в этом союзе.
Эмпатия, как известно, это сопереживание, воссоздание соби другого человека в собственной соби. При этом Я меняется на ТЫ. Взвешенная эмпатия - это замена Я на МЫ, т.е. на коллективное сознание общности, в которой присутствуют и согласуют свои интересы соби Я и ТЫ.
Три необходимых шага на пути взвешенной эмпатии: 1) смоделировать собь контрагента ТЫ, 2) с учетом его возможных представлений о вас объективировать собь Я, 3) мысленно соединить соби Я и ТЫ в объемлющий вас социальный организм и выделить в нем регулирующее духовное начало - собь МЫ.
 
4. Отказ от мониторинга Я, ТЫ или МЫ - это процедура разрушения союза, прежде поддерживаемого коллективным мышлением.  Такое саморазрушение соби союза подробно изучено в психологии и социологии как феномены невроза и отчуждения.  Цепочка разборки МЫ та же, что при при сборке, но с обратным знаком: (Ты ко мне, как чужой) → (Значит, я для тебя чужой) → (Что ж, стану тебе чужим. Теперь мы - чужие). При этом страдание отчуждения заменяется равнодушием, происходит замещение партнера посторонней личностью, и даже субъекта вещью (при крайних формах отчуждения).
 
5. Эгоизм группы - ценность союза в том, что он противопоставлен окружению, зачастую враждебному.  Именно поэтому реализуется мониторинг союзников (для пестования единства интересов и координации совместных действий) и бдительный мониторинг среды для своевременного выявления и устранения помех, изыскания ресурсов на потребу союза и т.п.
"Свои" приближаются и поощряются, "чужие" наказываются, подвергаются перевоспитанию или отстраняются. Этот процесс кадровой динамики поддерживает существование союза как самостоятельной надорганизменной общности.
 
6. Общедоступный союз - это публичная версия союза, демонстративно открытая и альтруистичная. Такая двойственность союзов (замкнутость и эгоизм/открытость и альтруизм) существует уже в сообществах животных. К примеру, волчья стая может разорвать чужака в клочки, но может начать с ним игру, если он заинтересует включенных в стаю самочек. Эволюционная целесообразность этого связана с тем, что данный союз может входить элементом в более широкие и более слабые, но все же полезные  союзы. (В примере с волками польза заключалась в привлечении в стаю сильных самцов-одиночек)
 
7. Высшие виды союза. Существуют высшие виды союзов, превосходящие и эгоистичные, и публичные их разновидности. Они объединяют пассионариев и, через их посредство, движут всей историей человеческого общества. Это страсть к самовыражению и признанию в творческом сообществе, дух братства и любовь к родине.

Аретея союза - высший элемент в арсенале аретей. В нашей коллекции их 4 пока. В аретее танца  мы выстраиваем модель ситуации (виртуальную реальность) в противостоянии Себе или же равнодушному Клиенту; в аретее комбинации - Случаю; в аретее боя - Сопернику, который конкурирует с нами за место под солнцем. А в аретее союза - Партнеру, с которым объединяем усилия в обоюдовыгодном сотрудничестве.

 
1. Явление феномена
 
Описание феномена "Аретея союза", полученное с помощью гипертекстовой майевтической машины "Гегель". Алгоритм работы этой машины состоит в трехкратном прохождении цикла гегелевской триады "тезис-антитезис-синтез" на пути от явления к управлению им и далее к норме, задающей метод управления. Тем самым феномен получает определения от трех сфер психики: чувства, мысли и воли. Всего же - с учетом антитезисов - мы обозреваем 7 сторон феномена.  Файл с машиной "Гегель" (5Кб) можно скачать по этой ссылке.
Об аретеях, т.е. процедурах создания виртуальных реальностей, можно прочесть в Выпуске 18, а развернутое описание "аретеи союза" представлено в Опыте 18-4  

Для экономии места содержание пунктов спрятано за заголовками. Вы увидите в этом окне текст каждого из пунктов, если наведете курсор мыши на соответствующий заголовок в колонке слева.

2. Явление его противоположности
 
3. Управление как балансирование
 
4. Самоорганизация, против управления
 
5. Норма порядка
 
6. Норма свободы
 
7. Мера
 
 
NB! Если ваш почтовый клиент не поддерживает DHTML, то оригинал этого выпуска вы можете увидеть здесь: v18d.htm

Уважаемые коллеги!

С этим выпуском мы завершаем рассмотрение аретей - процедур создания, корректировки и уничтожения виртуальных реальностей.  Аретей великое множество. Почему были выбраны 4 из них? Почему Клиент, Случай, Соперник и Партнер являются особыми объектами моделирования?

Ответ на эти вопросы можно найти в работах О.Розенштока-Хюсси (1888-1973), посвященным роли языка (а это всеобщий инструмент моделирования) в решении социальных проблем.  Он обратил внимание на то, что семантическое пространство любой речи поляризовано базовыми отношениями: “внутрь-вовне” социума и его “прошлое-будущее”. Отношению “внутрь-вовне” соответствует пара бедствий “анархия-война”, отношению “прошлое-будущее” - пара “революция-упадок”.

УПАДОК выражает состояние общества, когда у людей недостает жизненных сил, чтобы вдохновить поколение, следующее за ними, своими целями и идеалами. Бедствие упадка - отсутствие веры в будущее. / “Упадок” означает невозможность дожить до будущего - телом, сознанием или душой. Упадок старшего поколения обрекает младшее поколение на варварство”. “...слова, которыми обмениваются родители и дети в эпоху упадка, достигают слуха молодых людей лишенными силы убеждения. Что-то случилось с содержанием языка. Он, похоже, стал простым сотрясением воздуха, мертвой формулой, окаменелым ритуалом”. (О.Розеншток-Хюсси, 1963)

АНАРХИЯ возникает при отсутствии у людей стремления прийти к какому-либо соглашению. Бедствие анархии - отсутствие единодушия. / “Единодушие их не вдохновляет, и им не по силам вступать между собой в регулярные контакты, чтобы в атмосфере чистосердечия восстановить сплоченность и единство... Каждый наживает себе состояние, стремясь ухватить больше, чем ему положено, непредвиденным образом пользуясь своим членством в сообществе”. “...слова всеми употребляются так, как если бы общество было одно. Но эти слова (такие как справедливость, благосостояние, всеобщее благо) имеют для людей разные значения. Команда одного корабля, у которой, однако, нет одного общего языка. Слова их бескрылы, это не слова из подхваченной всеми общей песни; они убиты взаимным недоверием или просто взаимным равнодушием”. (О.Розеншток-Хюсси, 1963)

РЕВОЛЮЦИЯ - это насилие над существующим миропорядком и над людьми прошлого. Бедствие революции - отсутствие уважения к прошлому. / “Во времена революций и язык, и традиции прошлого обесцениваются, как вышедшая из употребления валюта. Нормы прежнего языка и другие классические ценности подвергаются осмеянию. Создается новый язык”. (О.Розеншток-Хюсси, 1963)

ВОЙНА утверждает силу и власть на территориях, до сей поры не подведомственных воюющему режиму. Это попытка включить в свой состав территорию, лежащую вовне. Бедствие войны - это отсутствие сил в организации внешнего пространства мирным путем, т.е. путем переговоров. / Война - это разрыв переговоров. “Война двух территорий заканчивается миром. Что это значит? Люди, которые не разговаривали друг с другом, снова начинают говорить”. (О.Розеншток-Хюсси, 1963)

Вот на борьбу с этими глобальными кризисами и нацелены 4 базовых аретеи.  Из упадка выводит аретея танца, из анархии - аретея комбинации, из революции - аретея союза и из войны - аретея боя. О священнодействии стилей речи подробнее можно узнать в Опыте 20-4.


Вот и всё пока... Команда программы "Зареалье" отправляется на большие летние каникулы. Желаем и вам хорошо отдохнуть! ;0)

Вопросы и замечания mailto:feod@narod.ru

До новых встреч!
Юлий Феодоритов

 

 Источники   

Теории, концепции, прогнозы

Феномены Сети и компьютинга

На главную

Рейтинг@Mail.ru

Сайт создан в системе uCoz